Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников».

Актуальность.

Уважаемые педагоги!

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Перед исследователями поставлена задача повышения активности детей на занятиях.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее большая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.

Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.

Игра не исчерпывает своих возможностей в развитии ребенка дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для формирования математических представлений детей. С помощью дидактической игры формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, временные и пространственные представления. Также особое внимание уделяется дидактическим играм с геометрическим содержанием. Раскроем подробнее этот вид игры.

1. Значение дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

На занятиях по математике с дошкольниками дидактическая игра занимает большое место. Целенаправленное включение игры с геометрическим содержанием на занятии повышает интерес детей к этой работе, активизирует мыслительную деятельность, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Дидактическая игра с геометрическим содержанием является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение воспитателя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ” (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа “Лото”. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру “Геометрическая мозаика” можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру, чем отличаются? ”, “Мельница”, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Источник: www.maam.ru