Как научить ребенка выговаривать звук [р]

21 Май 2012

0 (17706) Просмотры

Интересен факт, что артикуляционные расстройства у мальчиков встречаются в два-три раза чаще, чем у девочек.

Однако не следует впадать в отчаяние, если заметили, что Ваш малыш не «дружит» со звуком [р]. Регулярные занятия с ребенком, добросовестное выполнение заданий принесет свои плоды.

Всю работу можно разбить на несколько этапов, каждый их которые может проводиться отдельно, либо быть частью одного занятия. Рассмотрим их более детально.

Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика (развитие подвижности языка)

  • «Качели»
  • «Маляры»
  • «Лошадка»
  • «Барабан» (разнообразные движения язычком)
  • поднимаем кончик языка на верхнюю губу, опускаем на нижнюю губу;
  • поднимаем кончик языка на верхние зубы, опускаем на нижние зубы;
  • поднимаем кончик языка к верхним альвеолам, опускаем к нижним альвеолам;
  • «пересчитываем» кончиком языка верхние, нижние зубы;
  • пощелкиваем язычком;
  • «присасываем» язык к нёбу;
  • «присасываем» язычок к нёбу, опускаем нижнюю челюсть;
  • кончиком языка быстро двигаем между верхней и нижней губой — это упражнение называется «болтушка»;
  • делаем «пулемет»: часто произносим звуки д и т ;
  • сдуваем кусочки тонкой бумаги, ваты с кончика язычка, который просунут между губами;
  • делаем вибрацию губ и кончика языка, который просунут между губами;
  • в момент произнесения звука ж или д чистым пальцем либо соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка делаем учащенные движения слева направо и справа налево — должна появиться механическая вибрация; это упражнение называется «балалайка».

Дыхательные упражнения

  • «Футбол»
  • «Пчелки»
  • «Надуем шарик»
  • «Мыльные пузыри» (различные за интенсивностью выдохи)
  • «Сделай так, как я»
  • «Скажи так, как я»
  • «Повтори за мной»
  • «Давай скажем вместе» (проговаривание слов со звуком [р])

Постановка звука

(различные методики)

Постановка звука [р] включает несколько основных способов:

  • делаем «балалайку» и при механической вибрации включаем голос;
  • быстро произносим звуки д, ж, т и с помощью соски или пальца в момент произнесения звука производим вибрацию кончика языка;
  • «присасываем» кончик языка к твердому нёбу, вдыхаем через нос и с силой выдыхаем через рот;
  • с механической помощью произносим звук р в слогах, например: дро, дра, дру ;
  • используем слова, в которых звук р стоит после предшествующего ему звука: трава, дрова и т.п.

Постановка звука [р] по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.

2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными [а], [у], [о], [ы].

3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.

4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.

5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.

6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук [з], при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.

7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком [з]: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук [р].

После появления звука [р] отработать шепотную вибрацию: 1) далее производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.

8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.

Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.

9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.

10. Быстрое повторение на одном выдохе звука [д], артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами, а с деснами или даже с альвеолами: дд, дд, дд, ддд, ддд, дд, ддд, ддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.

11. Использование в качестве исходного звук [т]. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дда …, дды, дды, дды …, ддда, ддда, ддда …, ддды, ддды, ддды …). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.

12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится [т] — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук [д].

13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.

Если звук [р] получается с предшествующими звуками [т] или [д], то-гда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук [ы] (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков [т] и [д]. Далее произносятся дарра, тарра. Еще позже произносятся слоги, начинающиеся со звуков [к], [п], [б] (крррр, прррр, брррр).

Использование механической помощи «Балалайка».

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965)

При замене звука [р] его мягкой парой [р’] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р’], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.

При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.

Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.

Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд) и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды).

Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).

Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).

Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)

Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.

Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удер-живался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Автоматизация звука [р] в произношении слов

  • «Пилим»
  • «Рубим»
  • «Играем на скрипке»:
  • тра-тра-тра, три-три-три, дра-дра-дра, тры-тры-тры, тра-тро-тру-три…
  • «Карканье вороны» (кар-кар-кар)
  • «Мотор самолета» (р-р-р-р-р-р)
  • «Машина завелась!» (тр-тр-тр-тр)

Упражнения на развитие фонематического восприятия

  • «Назови» (работа с картинками)
  • «Исправь Незнайку» (лечка – речка, лыба – рыба, клона – крона…)
  • «Лови звук» (хлопок в ладоши, когда услышат слово со звуком [р]
  • «В каком окошке живет звук?» (работа с таблицами, определение положения звука)
  • «Дружба звуков» ([р] + [а] = ра, [р] + [я] = ря, [р] + [и] = ри …)
  • «Найди лишнего?» (лес, луг, река; лисица, лось, рысь; лещ, лосось, рыба…)
  • «Лишний слог» (ла-ра-ла-ла, та-та-та-та-ра)

 Стихотворения, песенки

  Троллейбус

Источник: planetadetstva.net