Скачать:

Предварительный просмотр:

Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детей, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти, происходит сокращение возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание на вдохе. Ребенок задерживает дыхание,  пока пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на состоянии организма. Эти исследования ученых показывают, что понимание педагогами и родителями значимости своевременного развития кистевой моторики, помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят от трудностей обучения, сохранят его физическое и психологическое здоровье.

Учитывая важность данной проблемы темой  моей  углубленной работы с детьми  стала  «Графические  упражнения как фактор развития мелкой моторики руки ребенка».

основную цель данной деятельности -

Развитие мелкой моторики и координация движений рук детей дошкольного возраста для подготовки к успешному обучению в школе.

Исходя из этой цели,  я наметила следующие задачи:

- развивать изобразительные и графические умения, координацию движения руки при обращении с ручкой и карандашом;

- формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивать зрительную память и глазомер;

- развивать точность движения руки, ловкость пальцев, силу кисти;

- воспитывать усидчивость, старательность.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти рекомендуются следующие виды деятельности и оборудование:

=  наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки)

=  наборы колец различной величины (для нанизывания их на стержень)

=  цветные клубочки ниток для перематывания;

=  мозаика различных видов сложности;

=  нанизывание бус, бисера, пуговиц;

=  пособия по  застегиванию пуговиц, кнопок, крючков;

=  набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

=  дощечки с накатанным слоем пластилина, для выкладывания узоров из мелких камешек, круп;

=  палочки для выкладывания узоров по образцу;

=  вязание, шитье, вышивание;

=  лепка;

=  игра «Театр пальчиков»

Важную роль  в подготовке детей к письму играет освоение ими  графических умений. Самым простым и доступным видом является раскрашивание. Для этого используются в работе с дошкольниками альбомы для раскрашивания. Здесь необходимо обращать внимание на правильность выполнения этого вида деятельности – раскрашено должно быть ровно, аккуратно, в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

Следующим видом деятельности, способствующим подготовки руки ребенка, является рисование. В процессе рисования у детей развивается творчество, углубляется положительное эмоциональное отношение к этому виду деятельности  и  формируются  элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.  Первоклассники  встречаются  с трудностями: неправильно держат ручку, рука напряжена, петельки и крючки  оказываются неровными, линии  - «дрожащими». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован.

Важной частью работы с малышами по развитию мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Эти игры могут расти вместе с ребенком в течение всего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры в комплексе с графическими упражнениями являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они увлекательны и способствуют развитию речи,  творческой деятельности, активизируют моторику рук, тем самым способствуют выработке ловкости, умения управлять своими движениями. Содержание пальчиковых игр расширяет кругозор ребенка. Малыши любят сказки при помощи пальцев, осваивают игры, которые производят двумя руками.  Дети 4-5 лет предпочитают игры со множеством событий. Дети 6-7 лет напротив, оформляют игры мелкими предметами, шариками. Все дети любят пальчиковые игры, испытывают радость, удовольствие от них, что непосредственно влияет на положительное эмоциональное состояние ребенка. Пальчиковые игры также играют большую роль в работе с графическими упражнениями, так как рука быстро устает и ей необходима разрядка, расслабление. Особенно важно это учитывать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом возрасте также можно выполнять простые графические упражнения. Детям 3-4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек.  Они учатся создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги, затем выполняют простейшие задания, которые даются детям в игровой форме, сопровождаясь стихотворениями, потешками, прибаутками.  Это такие задания,  как  «Ниточки», «Звезды на небе», «Покормим птиц» и т.д.  Задания постепенно усложняются.

К 5-7 годам детям предлагаются такие упражнения, как «Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Соедини по точкам» и т.д. которые выявляют и развивают  внимание, пространственное восприятие, сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки.  Такие упражнения, как «Отважный летчик», «Ветерок», «Юла», способствуют формированию более точных изображений, помогают преодолеть неуверенность и скованность движений руки.

Главная задача графических упражнений – подготовить руку ребенка к овладению письмом, сформировать базовые графические навыки, развивать координацию и мышечную память руки.

В   работе по реализации данной задачи   я выделила 4 этапа.

На первом этапе   обучала ребенка проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии, сверху вниз, снизу вверх; горизонтальные линии слева направо, соединяя между собой точки. Причем, здесь допустимо рисование линий несколькими движениями, т.е прерываясь, но только на начальной стадии обучения. Затем, я ставила перед ребенком задачу провести линию, не отрывая карандаша от листа бумаги  в таких упражнениях как «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты». Дети должны были провести линию ровно, не выезжая за пределы дорожки, сверху вниз. Сначала предлагала широкие и прямые дорожки, затем, усложняя задание, узкие, извилистые. В упражнении «Дождик» ребенок должен был провести прямые ровные линии от каждой капельки до земли. Со временем задание давалось в усложненном варианте: каждой капельке необходимо попасть в лужу, которая расположена в нижней части листа бумаги посередине, и ребенок учился проводить линии сверху вниз не строго вертикально, а меняя направление.

На данном этапе важно научить ребенка не только рисовать прямые линии в разных направлениях, но и волнистые, и ломаные линии. Чтобы решить эту задачу, я использовала в своей работе такие упражнения, как «Пчелка летит с цветка на цветок», «Самолет улетает в небо», «Непослушный мяч» и т.п.  При выполнении этих упражнений  использовала прием прорисовывания линий  в воздухе, или пальчиком по столу, и только после этого - на приготовленных рабочих листах карандашом. В ходе таких упражнений дети совершенствуют движения своей руки и контролируют собственные действия.

На II этапе я поставила перед собой задачу научить детей штриховать контур различными способами штриховки: горизонтальным, вертикальным, по диагонали, волнистыми и ломаными линиями, круговыми и петлями. В своей работе   использовала трафареты, лекала для обводки фигур. В зависимости от возраста, дети обводят сами или это делаю я. Затем дети заштриховывают контур одним из способов штриховки. Вначале рука ребенка быстро уставала, так как дети сильно нажимали на карандаш, у них не было координации пальцев. Для профилактики утомляемости я использовала пальчиковые игры и упражнения на расслабление кисти руки.

При выполнении детьми упражнений по штриховке я обращала особое внимание на правильность выполнения задания: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними(0,3-0,5 см.). Детям, на стадии первых упражнений, легче штриховать мелкие изображения, и, только после появления навыка штриховки,   предлагала более крупные рисунки. И сразу отметила успехи детей в этом виде графических упражнений, когда   ставила задачу в игровой форме. Например, в упражнениях «Солнышко и туча», «Спаси зайчика», «Ежики», «Кошки-мышки», я предлагала выполнить штриховку, чтобы спасти ежика от мороза, зайчика от волка, мышку от кошки. Ребята с удовольствием «спасали» и заштриховывали короткими и частыми штрихами, причем, границ не соблюдая. Затем, аналогичное задание я давала с установкой на штриховку тем или иным способом с соблюдением границ контура рисунка (норки, тучки и т.д.)

Для освоения более сложного, спирального, вида штриховки, детей надо было научить изображать спираль в разном направлении: начинать с края и заканчивать в центре спирали и наоборот. Здесь я использовала прием пунктирного карандашного изображения спирали для дальнейшего обведения его ребенком. Дети по несколько раз обводили пунктир, прежде чем сами учились изображать «клубочки». В дальнейшем, дети с успехом осваивали правильное выполнение – не отрывая карандаш от бумаги, проводили линии от начала до конца.

На III этапе под моим руководством, дети осваивали упражнения на развитие координации движений кисти – соединение точек одной линией или обведение по контуру. Такие упражнения я использовала как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, соответствующие тематике деятельности (домашние и дикие животные, деревья, фрукты, рыбы и т.д.).

Самый сложный этап – четвертый, заключительный – графический диктант.  Используется в подготовительной группе. Предусматривает проведение большой подготовительной работы – знакомство с тетрадью, клеткой, формирование умения ориентироваться на листе бумаги.  Графический диктант использую в работе с детьми как часть занятия и в индивидуальной работе 2-3 раза в неделю. Такие диктанты развивают у детей пространственное воображение, точность в движении руки, что дает возможность заложить правильную основу письма.

Рассмотрев этапы работы с детьми по использованию графических упражнений, ясно видно, что упражнения усложняются с учетом возрастных особенностей детей. Все задания даются мною в игровой форме, что облегчает ребенку их выполнение. Поэтапность работы я учла при составлении перспективно-тематического плана по развитию мелкой моторики в старшей группе.

Остановлюсь подробнее на работе с детьми 4-5 лет. Дети этого возраста могут не только обвести предложенные линии по точкам, но и дорисовать полученные изображения. Например, пририсовать бантик кошке, яблоки на колючках ежу, солнышко над горами и т.д. Таким образом, дети совершенствуют свои умения рисовать круги, овалы, квадраты, прямоугольники. На основе этих геометрических фигур, ребенок может самостоятельно нарисовать заданное изображение: жука, рыбку, домик, флажок, машину и т.д. С помощью таких упражнений развивается фантазия и творчество ребенка одновременно с графическими умениями. В этом возрасте дети учатся использовать разный нажим на карандаш, совершенствуют умение закрашивать изображение  в пределах контура разнообразными видами штриховки.

Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности. Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше раскрашиваешь» - так я показываю ребенку, что он продвигается вперед, делает успехи.

Для большей продуктивности, я организовала развивающую зону. В этой зоне создала условия для того, чтобы ребенок мог в любое время закрепить самостоятельно графические навыки, полученные с помощью обучающих упражнений и развивать мелкую моторику своих рук. В этой зоне ребенок может заняться аппликационной лепкой – на доске, укатанной слоем пластилина, апплицировать мелкими деталями (камешками, ракушками, крупами, семенами, пуговицами). Также, в этой зоне расположена «бабушкина шкатулка», в которой находятся клубочки для наматывания, пуговицы для нанизывания, бисер и бусинки для нанизывания на леску, «шнуровку». Есть материал для организации работы по изготовлению контурных фигурок – мягкая проволока и картотека с образцами – контурами. Дети с удовольствием занимаются «ниткописью», т.е. на бархатной бумаге нитками выкладывают контур рисунка. Дети   сначала выкладывают нитку по трафарету, а затем без него, проявляя творчество и фантазию. «Сухой бассейн» где ребята находят мелкие предметы в ёмкости с фасолью  горохом игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку, выкладывание из мелких камешек), рисование пальчиками по «манной картине», лепка из соленого теста, мозайка и разрезные картинки «Волшебная птица» - нанизывание мелких трубочек на перья птицы;  игры с прищепками, которые сопутствуют не только развитию мелкой моторики, но и  цвето-восприятию,  фантазии и учат считать.   Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. Дети   рисуют красками различными способами: кистью, пальцем, зубной щеткой, вилкой, ватной палочкой и др. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, использую разные виды театров. В настоящее время веду работу по использованию театра теней.

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мной в работе в данном направлении, позволяют достичь следующих положительных результатов:

    кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость; исчезает скованность в движениях; способствуют развитию мелкой моторики, координации движения пальцев рук, мыслительных процессов; меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыками письма.

Мною собрана картотека пальчиковых игр   и картотека тематической деятельности по развитию мелкой моторики пальцев рук.  Все эти дополнительные средства стимулируют развитие мелкой моторики пальцев рук.

Работу по развитию мелкой моторики кисти рук я веду в тесной взаимосвязи с родителями моих воспитанников, так как в повседневной жизни ребенка развитие кисти рук, ее силы, точности движений, ловкость пальцев, т.е качеств, необходимых для успешного обучения в дальнейшем письму должно осуществляться постоянно, а не только в детском саду. Рассказываю родителям об особенностях развития ребенка в каждом возрасте, убеждаю в необходимости этих занятий и объясняю, какую помощь они могут ему оказать

В своей работе широко использую такую форму работы, как индивидуальные консультации по запросам родителей, на которых знакомлю их с достижениями ребенка, результатами проводимой работы по мелкой моторике рук, даю советы по привлечению детей к домашней работе, в частности, к приготовлению пищи ( перебирать крупу, лепить вареники и пельмени, размешивать, взбалтывать  и т.д.).  Также,  для закрепления графических навыков, полученных в детском саду, давала задания на дом, привлекая родительскую помощь. Это обеспечивает преемственность контроля за формированием правильного навыка и помогает быстрее достичь качественных результатов.

Результаты данной работы за истекшие три года представлены на данных графиках.

Уровень развития мелкой моторики руки ребенка

воспитанников подготовительной группы «Топтыжка»

Источник: nsportal.ru