"Золотое" упражнение для правой руки

Д. Малолетов

Этот урок может открыть для вас секрет скоростной игры на электрогитаре. Если вы возьмете данную методику на вооружение, то уже через 2-3 недели почувствуете прогресс в скоростном исполнении сложных пассажей. Данный принцип развития техники "испытан" не одним поколением гитаристов и не только гитаристов. Чтобы вы хорошо запомнили данный урок, я расскажу вам маленькую историю.

Мне в жизни повезло, так как моим преподавателем был Владимир Ткаченко - один из лучших гитаристов бывшего СССР. Однако, он в равной степени и прекрасный скрипач, закончивыший консерваторию именно по этому классу инструмента. На одном из занятий при обсуждении проблем гитарного звукоизвлечения и развития скоростной техники Владимир Ткаченко рассказал мне шуточную скрипичную поговорку - "левая рука зажимает, правая играет". Если пояснить, то данная поговорка тонко подмечает, что при игре на скрипке звук (именно над этим скрипачи работают десятилетиями) зависит от правой руки. Таким образом, правая рука несет больше нагрузки и "ответственности" (хотя, нельзя пренебрегать и значением левой руки). Опытным музыкантам это понятно, но дилетанты оценивают виртуоза по тому, как быстро бегают пальцы по грифу, а на правую руку, на смычок, никто и не смотрит. Хочется обратить внимание на то, что на многих международных конкурсах скрипачей побеждают именно наши музыканты. Но ни один наш гитарист (за исключением классиков) пока не стал мировой звездой. Почему? Если отбросить законы шоу-бизнеса, то ответ прост. В нашей стране очень сильная скрипичная школа, которая идет еще со времен Екатерины. Для чего я это все говорю? Скрипка и гитара - родные сестры. Поэтому необходимо брать весь накопленный методический опыт из скрипичной школы. Из этого следует вывод - если хотите научиться играть на гитаре, испольнять пассажи легко, чисто, с блеском - тренируйте правую руку и концентрируйте на ней большее внимание. Это относится не только к технике игры на электрогитаре медиатором, но и к любой другой гитарной технической школе.

В этом уроке мы коснемся скоростной техники. Опытные гитаристы уже давно обраитили внимание, на то, что основным тормозом в развитии скоростной техники на гитаре является именно правая рука. Поэтому самые ультраскоростные пассажи для облегчения дела гитаристы играют легато (т.е. некоторые ноты правая рука не извлекает, это делают пальцы левой руки приемами pull-off, hammer-on). Как же добиться скорости? Для этого гитаристу необходимо развить технику правой руки - быстрое чередование ударов медиатора вверх-вниз (переменный штрих). Чем быстрее правая рука будет производить чередующиеся удары, тем быстрее будет звучать пассаж.

Начать надо с самого обычного тремоло - быстрое повторение одной ноты. Играть тремоло наиболее эффективно триолями. Старайтесь начинать свои занятия с тремоло, которое развивает (и хорошо разогревает) правую руку. Следите, чтобы тремоло было ровным по динамике (все звучащие ноты на одной громкости) и по ритму. Если гитарист неритмично (и нединамично) играет тремоло на одной ноте, то он никогда хорошо не сыграет пассаж в том же темпе, используя несколько нот, тем более на разных струнах.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Например, вы хотите выучить скоростной пассаж. Для примера я предлагаю следующую блюз-роковую фразу:

Для начала ее нужно выучить в медленном темпе, в удобной аппликатуре и с рациональными направлениями ударов медиатора. После того, как вы это сделаете, играйте тремоло каждой ноты, т.е. каждую ноту в пассаже надо извлечь три раза (если это восьмая). При игре триолями направление ударов каждой доли совпадает с обычной игрой восьмыми длительностями:

Обязательно точно выбирайте напрвление ударов медиатора. Тремоло должно быть громким, чтобы гитара издавала даже треск (тихое тремоло не производит эффекта). Играйте таким образом 10 - 15 минут (с небольшими перерывами) до ощущения усталости в правой руке. Усталость говорит о том, что мышцы работают - это и нужно. Мой опыт показывает, что каждый ученик, занимаясь по данной методике, вырабатывает свои нюансы в постановке и звукоизвлечении. Правая рука как бы сама находит наиболее удобное положение при игре, - надо только ее "заставить трудиться". После того, как вы будете чисто и с блеском играть этот пассаж на тремоло, попробуйте его поиграть обычно (в оригинале). Здесь уже подключается техника левой руки, о чем мы поговорим в следующих уроках.

Часто приходится слышать вопрос: "Сколько надо заниматься таким образом, чтобы прийти к высокой скорости?" Это индивидуально. Кому-то надо 2 часа, кому-то 2 дня, а кому-то и вообще не надо этим заниматься (шутка). Здесь нужен самоанализ, то есть вы должны сами почувствовать улучшение техники. Ясно одно, что самый эффективный путь - "золотое" упражнение для правой руки.

По этому принципу отрабатывайте собственные пассажи, соло, импровизационные заготовки, джазовые фразы. Если вы наберетесь терпения, то увидите огромную пользу от этой методики и на себе почувствуете результат. Считйте, что в скором времени вы достигнете потрясающей техники, так как вы от этого принципа занятий не откажитесь никогда. Если вы не видите результата, то скорее всего вы занимались или неправильно или недостаточно долго. Я советую вам преодолеть это состояние и добиться хотя бы в одном пассаже перехода из количества в качество. Другого пути, как только через тремоло, у вас нет (хотя можно играть легато или тэппингом, но это звучит менее ярко и напористо).

В данной статье мы коснулись только одного аспекта гитарной техники - развитие скоростной игры медиатором. Я думаю, не стоит говорить о том, что техника - это только средство, но не цель. Если вы дочитали до этого места, значит вы и без меня понимаете, где и когда вы будете играть скоростные пассажи.

Источник: www.guitar-club.net