Упражнение «Семья»

Цель. научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья».

  • активизировать номинативный и глагольный словарь по этой теме, а также ранее усвоенные слова из смежных лексических тем («Дом», «Мебель»);
  • научить различать на картинках людей разного пола и возраста, определять их роли в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь), научить умению использовать отдельные слова в своей речи;
  • научить различать на картинках и называть наиболее распространенные обиходные действия людей в семье (спать на кровати, кушать за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор и т.п.);
  • активизировать в речи прилагательные с противоположным значением «большой – маленький», качественные прилагательные «хороший – плохой», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимения «мой», «твой».

Оборудование. семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному формату фотографий 10x15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, стол, стулья.

Место проведения. игровая комната.

Ход занятия

Пригласите детей к столу и попросите их показать, в каком окошке нарисованного домика видна мама каждого ребенка.

Речевая инструкция. «Вот домик. В окошки смотрят наши мамы. Чья это мама? (Моя) Правильно, это мама Светы. А это чья мама: Вовы или Вани?» (Вова отвечает «моя» или называет свое имя.) Ребенку, который молчит и не называет свою маму, в окошке специально покажите фотографию чужой мамы и спросите: «Это твоя мама?», добиваясь отрицательного ответа: «Нет». Следующей покажите фотографию его мамы. («Да») Затем составьте вместе с детьми следующую фразу: «Это мама Оля. У нее есть дочка. Дочку зовут. (Света). Света – хорошая девочка (последнее предложение можно повторить несколько раз, побуждая ребенка поглаживанием по головке к совместному говорению)». Данное задание выполняется индивидуально с каждым ребенком, варьируется в зависимости от имени мамы и пола ребенка. Затем переходите к знакомству с составом семьи каждого ребенка. Для этого в каждое окошко поместите фотографию одного члена семьи, проживающего вместе с ребенком (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). В словаре ребенка, как правило, слова «брат» и «сестра» появляются значительно позже, чем традиционные «мама, папа, баба, деда». Поэтому при рассказе о семье ребенка его братья и сестры называются по именам, хотя затем можно и повторить фразу, назвав «Сашу» как «брат Саша».

Речевая инструкция. «Вот дом. Здесь живет мама Вовы. А еще здесь живет папа Вовы. И бабушка Вовы живет здесь. Вова! Познакомь нас с ними. Покажи, где твоя мама? (Вот мама) Маму зовут Оля или Таня?» («Мама Оля»)

Если ребенок при ответе на эти вопросы избегает нужных ответов, а просто использует указательный жест (вместо ответа на первый вопрос) или повторяет слово «мама» (вместо ответа на второй вопрос), то не следует требовать от него сказать правильно. У детей, особенно малоговорящих, часто уже сформировано негативное отношение к директивным указаниям типа «Скажи, как. ». Поэтому целесообразно обращаться к такому ребенку с «замаскированным» под просьбу о помощи вопросом: «Я не услышала имя, повтори его, пожалуйста, погромче». (Вариант: «Повтори имя мне на ушко».) Или: «Я не увидела, кто это! Покажи еще раз! Это мама?» Необходимо поощрять любую речевую активность ребенка при выполнении этого задания.

В заключение показывается общая семейная фотография (желательно, чтобы она была крупных размеров) и еще раз вместе с ребенком перечисляются все члены его семьи: «Это. (мама). Ее зовут. (Оля). А это. (папа). Его зовут. (Сережа). А это кто? (Покажите на фотографии на самого ребенка.) (Вова – ребенок называет свое имя.) Вова – мальчик. Вова хороший мальчик? (Хороший) Вовина семья – это (еще раз покажите ребенку на фотографии каждого члена семьи по очереди и назовите их вместе с ребенком). мама, папа, Вова».

В конце занятия дети знакомятся с домашними делами. Расскажите и покажите на крупной сюжетной картинке, кто из членов семьи что делает по дому. При этом в рассказе должны использоваться не обобщенные выражения типа «мыть посуду», а конкретные слова «мыть чашки», точно соответствующие изображению на сюжетной картинке, например: «Мама моет чашки».

В дальнейшем (а не на этом занятии) надо будет индивидуально с каждым ребенком отработать следующее задание:

  1. Спросить ребенка: «Кто моет чашки: мама или папа? Мама моет чашки или ложки?» Надо помнить, что только начинающие говорить дети часто просто повторяют последнее слово из обращенного к ним вопроса, а не отвечают на него. Поэтому в зависимости от того, как говорит ребенок, с которым вы будете заниматься индивидуально, надо обязательно следить за порядком слов в альтернативном вопросе. Для пассивного, плохо говорящего ребенка на последнее место в таком вопросе надо поставить именно то слово, которое и будет правильным ответом (это будет для него своеобразной подсказкой). Для активного, инициативного ребенка задание будет формулироваться так, как написано в речевой инструкции.
  2. Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе: «Мама чашки моет или ставит на стол?» Наиболее подготовленному ребенку можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе с взрослым): «Мама чашки. (моет)».
  3. Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа «Вова – хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик? Вова – мамин!» и т.п.
комментарий

Источник: www.trepsy.net