Развитие мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в совместной со взрослыми деятельности

Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.

Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».

Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.

Детское развитие с пеленок до школы.Советы любящим мамам и папам.

Развитие мелкой моторики! Сколько о ней написано статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент игр, развивающих моторику пальчиков малыша.

Игры для развития мелкой моторики — у детей от года до трёх

На первом году жизни у малыша появляются голосовые реакции, развивается артикуляционный аппарат, появляются первые слова (мама, баба, папа), их только около 10.

На втором году жизни ребенок активно накапливает словарный запас, он ещё не все может сказать, но зато многое понимает, может выполнять некоторые просьбы взрослого (дай, принеси, покажи). Понимание речи на несколько месяцев опережает способность произносить слова. Затем ребенок начинает учиться связывать слова, например «мама дай», не всегда правильно, но вполне понятно.

На третьем году жизнь ребенок совсем уже не может без общения. Он задает много вопросов: «что это?», «зачем?», «куда?», «когда?». Словарный запас ребенка уже более 1000 слов. К концу третьего года ребенок уже может рассказать вам о том, что видел и что узнал нового. Но, все же звуковоспроизведение может быть не достаточно сформировано, например он может заменять некоторые звуки, например «р» и «л» на «й» или «ш» на «сь».

Детские игры с песком  - «Сказочная дорожка»

Постройте несколько домиков из конструктора или спичек на столе и предложите малышу посыпать дорожку песком ( или манкой) от одного домика к другому. Покажите как правильно брать песочек тремя пальцами и аккуратно сыпать.

Рисуем узоры

Возьмите плоскую миску с высокими бортами или коробку из под обуви и рассыпьте туда любую мелкую крупу тонким слоем. Проведите пальчиком по крупе, получиться линия, рисуйте вместе, узоры, солнышко, елочку, домик.

Игры с водой

Учите ребенка переливать воду из стаканчика в стаканчик, можно к игре добавить цветные льдинки, наливать воду в стакан из под крана. Можно вылавливать из тазика плавающие игрушки, сначала рукой, а потом ситом или удочкой. Более старшие дети могут переливать воду ложечкой.

Научите ребенка наливать воду в шприц и брызгать резиновые игрушки. Поиграйте с губками и мочалками, ими можно выжимать и собирать воду.

Волшебный клубок

Научите малыша заматывать шерстяные нитки в клубок или перематывать один клубочек в другой. В центр можно спрятать игрушку и будет сюрприз)))

На самом деле, я уже публиковала столько всего интересного для детей разных возрастов, все это вы можете найти, воспользовавшись поиском по рубрикам в правом поле экрана.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но и то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» Д. Бруно

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенного большого пальца, в средней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяжённость, как проекция всего остального тела. Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. [Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М.:АСТ: Астрель 2009. С. 23]

Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Как подчёркивает М. М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М. 1973].

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!

-Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;

-Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук. -Пополнение развивающей среды группы Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Свою работу я начала с подбора методической литературы, определения задач по взаимодействию с сотрудниками детского сада; оборудования предметно – развивающей среды в группе (создание уголка, подбора игр и мероприятий, проведения диагностики.

-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

-Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

-Осуществлять взаимосвязь с учителем – логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры.

-Повышать компетентность родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей:

* информирование родителей: индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;

* совместную деятельность: посещение различных мероприятий в ДОУ, изготовление атрибутов в уголке «Умелые пальчики».

Я осуществляю образовательный процесс по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Веракса, Т. С. Комароой, М, А. Васильевой.

Для успешной реализации всех задач по развитию мелкой моторики в группе оборудовала уголок «Умелые пальчики», в котором имеются:

*дидактическая игрушка – рак, на котором расположены кнопочки, пуговицы, замок, липучка, шнуровка; пальчиковый бассейн (таз с разными крупами);

игры-шнуровки; коробки с песком, манкой; подобраны игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов, схемы - картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками, крупами, палочками; рамки – вкладыши; пирамидки разной величины пластмассовые, деревянные дидактическая игра с прищепками (дополнить силуэт недостающими деталями); дидактическая игра «Свари кашу» (для определения крупы на ощупь); перчаточные куклы, связанные из ниток; мозаика мелкая цветная, крупная; настольный деревянный театр «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»; театр кукол би-ба-бо; кубики крупные (деревянные, пластмассовые, кубики мелкие (деревянные, пластмассовые); игра настольная " Чудесные шнурочки", «Цветные шнурочки»; счётные палочки (разноцветные); игра " Собери бусы"(деревянные), игра " Собери пуговицы»;

пазлы разного размера по сказкам; книжки-раскраски; книжки с заданиями «Дорисуй», «Обведи»; различные виды конструктора; пеналы из цветных спичек; ящик ощущений (по типу чудесного мешочка);

подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками» пальчиковые игры и упражнения разных видов; пластилин, карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты для обведения и штриховки для самостоятельной деятельности;

Проведенная в начале года диагностика (приложение 1) по развитию мелкой моторики показывает, что у основной массы детей вялые движения. Двое детей вообще не смогли выполнить некоторые упражнения.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мной была поставлена задача, провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с логопедом группы, музыкальным работником, инструктором по физо (приложение 2) и родителями (приложение 3).

Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. (приложение 4).

Одной из форм работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность. Тему занятий определяю в соответствии с лексической темой недели.

«Золотая осень», «Снегири на ветке рябины», «Пингвины на льдине» (рисование методом тычка). «Осень на опушке краски разводила» (печатанье листьями). «Плюшевый медвежонок» (губкой). «Белая берёза» (свечой).

«Лесовичок», «Сова», «Пингвин» (из природного материала). «Ваза», «Лодка» (из бросового материала). «Кошка с котятами», «Грач» (оригами).

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих

Обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант. Использую пособие Ткаченко «Графические диктанты», «Рисующий гномик».

Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.

На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе, содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

*Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребёнок копирует букву из предложенного материала. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки, коробочки с песком и манкой. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

*Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Учу ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Шнуровка на различных предметах. Сматывание шерстяной пряжи в клубки. Завязывание и развязывание бантов, узлов. Застегивание пуговиц, молний, крючков. Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой. Конструирование из палочек, спичек полосок узоров различными пальцами. Выкладывание из круп изображений по контуру.

Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "пальчиковый бассейн". Игры с "раком" (дидактическая игрушка). Изготовление бус из разноцветных скрепок. Игры с прищепками.

Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы (приложение №):

положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;

– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);

– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

Уважаемые родители! Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

4 «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочерёдно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Источник: iamtiptop.ru