Упражнение и тренировка юных теннисистов.

Главный инструмент в руках детского тренера, которым он решает задачи тренировочного процесса и через который достигается результат это упражнение. Именно в силу важности правильного организационного построения упражнений, необходимости в упражнениях следовать методическим принципам обучения и развития, эта тема вынесена в отдельный раздел сайта.

Самое главное что Вы должны себе уяснить

упражнения в теннисе это средство достижения поставленных задач. но никак не самоцель.

Физические качества, умения и навыки при обучении технике, тактические знания в теннисе формируются (создаются) в тренировочном процессе, в основном с помощью метода упражнений, с целью применения развитых качеств, полученных знаний и умений на практике (в официальной соревновательной деятельности).

Сущность метода упражнений состоит в том, что игроки производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении теоретического материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Выделим наиболее важные способы применения упражнений:

- строго регламентированного упражнения;

- игровой (использование упражнений в игровой форме);

- соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме. Не путать с официальными соревнованиями).

С помощью этих способов применения упражнений, решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике, тактике и воспитанием физических качеств.

Существует тесная взаимосвязь между упражнением и решением какой-либо задачи поставленной на тренировку. Редко встречаются упражнения которые решают одну какую-либо задачу. Поэтому выбирая упражнения на тренировку или цикл тренировок детский тренер должен хорошо понимать какую именно задачу решает данное упражнение в первую очередь и различными условиями создавать предпосылки для достижения результата именно в поставленной задаче. Достижения второстепенных задач учитывается, но все методические усилия, условия выполнения, средства применяемые в данном упражнении должны быть подчинены решению главной цели, поставленной в задачах упражнения/тренировки (подробнее о целях и задачах здесь ). И соответствовать оперативному учебному плану (о стратегическом и оперативном планировании здесь ).

Упражнение должно быть целенаправленным и вписываться в учебный план как важное средство обучения и развития в детском и юношеском теннисе. Главный критерий оценки упражнения это влияние его на эффективность обучения технике и развития необходимых физических качеств. Часто, большое количество разнообразных и интересных упражнений даёт низкий прирост тренируемых умений и знаний.

На каждом этапе подготовки юных теннисистов должны меняться как подбор самих упражнений, так и их содержание. Упражнение должно соответствовать уровню способностей детей, их подготовленности, индивидуальным качествам, этапам подготовки. При обучении технике тенниса особое внимание надо уделить соответствию приминяющимся средствам тренировки, принципам "обучающего упражнения" и "обучающей тренировки" .

Для маленьких детей игровой метод развития и обучения - основной. Все игры можно разбить на три условные группы. В основе этого разделения лежит определение влияния игры на осуществление задачи поставленной в учебном плане для данного цикла упражнений.

Игра - Игра-упражнение - Упражнение-игра

Игра это комплексное тренировочное воздействие на ребенка. В таких играх трудно выделить одно-два тренируемых качества, идет «общее» развитие. Следовательно, из-за сложностей с определением приоритетного качества тренируемого данной игрой, они (игры) должны служить подготовкой организма к тренировкам, создания эмоционального фона, решать воспитательные аспекты и так далее.

Игра-упражнение – такая игра в которой развитие отдельных качеств/умений выделены в приоритетные задачи.

Мы строим игру так, чтобы тренируемый аспект имел большее приложение сил и тренировался более/менее целенаправленно. Когда в планах тренировки ставятся задачи по приоритетному развитию какого-то физического качества или технического умения, то в правила общих игр надо вводить ограничения/требования, которые заставляли бы ребёнка выполнять двигательные действия, направленные на тренировку/развитие необходимых качеств/умений.

Упражнение-игра – развиваемое качество тренируется целенаправленно. Это практически уже упражнение, «замаскированное» под игру, для того чтобы ребёнок им увлекся (а с маленькими по другому нельзя) и делал его на высоком эмоциональном уровне и с удовольствием.

Для выполнения конкретной задачи поставленной на данной тренировки чаще всего необходимо создать "логическую цепочку" из нескольких упражнений. В идеале эта цепочка выглядит так: подготовительные упражнения - развивающие упражнения - иммитационные упражнения - обучающие упражнения - соревновательные упражнения. Так как определённая цепочка упражнений должна быть задумана на цикл тренировок, то не обязательно в каждой из них задействовать весь подбор применяемых средств. В отдельном материале мы рассмотрим как на практике претворить данную рекомендацию.

Итак, сначала задачи, потом подбор средств. Вот пример использования одного и того же средства (упражнения на speed ladder - горизонтальной лестнице) для решения разных задач.

Ребенок 5-7 лет. Задача - развитие ловкости.

Ребенок 10-12 лет. Задача - развитие быстроты.

Ребенок 15-16 лет. Задача - развитие скоростной выносливости.

В результате, мы применяем один и тот же тренажер, похожий подбор упражнений, но через изменение условий выполнения, дозировки, времени выполнения, пауз для отдыха, разнообразия и прочее, решаем разные задачи.

Используете ли Вы упражения из огромного колличества уже существующих (естественно, адаптировав их под индивидуальные особенности ребёнка), придумываете ли Вы их сами (что не так уж и трудно) - главное это соответствие упражнения и выбранных средств, поставленным задачам и их высокая эффективность* .

Конечно, сложно применять к маленьким детям термин - тренировка. Но, как ни крути, из упражнений складываются тренировочные занятия, поэтому я буду писать о там как их организовываю. Подробнее о тренировках. здесь .

Источник: kids-tennis.ru