Упражнения и игры для начинающего пианиста

Это учебное пособие включает в себя игры – упражнения, которые помогают развить у ребёнка 4 – 7 лет внутренний слух, чувство ритма, внимание. Есть гимнастические упражнения и упражнения для пальчиков.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Игры – упражнения этого учебного пособия были собраны в ходе практической работы с детьми 4 – 7 лет преподавателями МОУ ДОД Детская музыкальная школа, работающие в творческом объединении «Малышок» - Скорб Т.Н.и Мешковой Е.Ю.

Упражнения и игры

для начинающего пианиста

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

«КУКЛА ЗДОРОВА» - «КУКЛА СЛОМАЛАСЬ» Поднимаясь на носки, сделать вдох, и во время вдоха, поднять руки вверх. Кисти рук висят свободно, не напряжены. При выдохе руки стремительно падают вниз. Верхняя часть туловища и голова опущены. Руки болтаются свободно до полной остановки.

«ЧАСЫ С МАЯТНИКОМ » Встать прямо. Затем, немного согнувшись, опустить руки вниз. Покачивать их навстречу друг другу. Педагог качает свободные руки в любом положении. Наклон туловища можно увеличивать или уменьшать.

«ВЕТИЛЯТОР» Вращение кистью руки в разные стороны.

Очень душно нам сидеть,

Будем кистью мы вертеть,

Вентилятор так включился,

Чтобы ветер получился.

«ПРОПЕЛЛЕР» Вращение рук от локтевого сустава в разные стороны.

Крутим мы пропеллер

Поднимаем самолёт.

Он куда угодно

Нас с вами довезёт.

«МЕЛЬНИЦА» Вращение рук от плеча в разные стороны.

Мельница, мельница крутится, вертится.

Летает рука – будет мука.

«КОЛОБОК» Взять кисть руки ребёнка в ладони и крутить её, как «колбаску», «колобок».

«КИТАЙСКАЯ КУКЛА» правильно сесть за инструмент. Выполнять наклоны головы от плеча к плечу, вперёд-назад.

«ВАНЬКА - ВСТАНЬ-КА» правильно сесть за инструмент, хорошо упереться пятками в подставку. Руки на пояс и раскачиваться как «Ванька - встань-ка».

«ИГРА В МЯЧ» Мячик отскакивает от пола-движение руки свободное, от плеча. На инструменте - играть на одной клавише 3-м пальцем таким же смелым движением.

«ПЕРЕЛЁТЫ» Сначала на крышке инструмента, а потом на клавиатуре перенос рук в одну сторону. Дышать ровно, ощущать воздух под руками.

«РАЗЛЁТЫ» движение рук в разные стороны.

ДРАЗНИЛКА» («Зеркало», «Отражение в зеркале»)

Ребёнка поставить перед зеркалом. Вместе с ним строить рожицы, делать различные движения, желательно смешные. Объяснить ему, что это «отражение» в точности повторяет все его движения.

Потом играть по ролям: ученик – зеркало, учитель делает движения, которые ученик должен в точности повторить. Например: ритмические хлопки, притопы, плавные движения рук, покачивания корпуса тела и т.д. Чтобы ребёнку эта игра быстро не надоела, учитель и ученик меняются ролями.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: точное повторение ритмических хлопков; свободное движение, покачивание рук; воспитание кратковременной памяти, внимания; при чередовании серьёзных и шутливых заданий, создание ученику хорошего настроения, любопытства, чувства соревновательности с партнёром и т.д.

Если на уроке 2 ученика, то учитель должен контролировать движения детей, чтобы задания были доступны каждому из них. Вариантность этой игры большая.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

ИГРА «ПАУЧОК»

Рука свободно лежит на столе. Шевелить пальчиками по очереди (можно сразу двумя или через пальчик). Можно делать каждой рукой или двумя вместе.

ИГРА «КУКУШКА»

Сидит кукушка на суку,

Весь день кричит «ку-ку, ку-ку».

Как только ей не надоест

Весь день не спит, не пьёт, не ест.

Ребёнок, говоря эту считалочку, ставит пальчики на крышку инструмента или на стол в следующей последовательности:

1-1-2-2-1-1-3-3-1-1-4-4-1-1-5-5

Делать правой и левой рукой. Чувствовать опору в пальчиках.

ИГРА «КУЛАК – ЛАДОНЬ»

Обе руки повёрнуты ладонями вверх. Правую руку зажать в кулак, а левую повернуть так, чтобы пальцы касались кулачка правой руки. Потом поменять положение рук. Сначала делать это упражнение медленно, затем быстрее.

ИГРА «НОС – УХО»

Пальцами левой руки взять кончик носа. Правая рука – за левое ухо. Хлопок. Поменять положение рук. Игра развивает внимание.

ИГРА «СЛОНЁНОК»

Вытянуть левую руку вперёд, а правой рукой, обхватив вытянутую левую руку, достать кончик носа. Потом поменять руки.

ИГРА «ХУДОЖНИК»

Рисовать каждым пальчиком в воздухе несложные знаки. Например: буквы, цифры и так далее. То же можно делать кистью руки.

ИГРА « РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»

Педагог хлопает ритм в ладоши. Ребёнок повторяет. То же можно проделать на инструменте.

ИГРА С КАРАНДАШИКОМ

В руки взять карандаш между первым и вторым пальцами (между 1-3, 1-4, 1-5) и катать подушечками.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

«ПОЦЕЛУЙ С КАРАНДАШИКОМ» ставить кончики пальцев по очереди на карандаш.

«ХЛЕБНЫЕ ШАРИКИ» катать, воображаемые хлебные шарики, 1-2, 1-3, 1-4. 1-5 пальцами (для выработки ощущения кончиков пальцев)

« ТЯЖЁЛЫЕ РУЧКИ» Открыть крышку инструмента, зацепиться кончиками пальцев и повесить руки. Почувствовать свободу висящих рук. Тихонько раскачивать руки.

«КОШАЧЬЯ ЛАПКА » рука спокойно лежит на столе, кончики пальцев стоят правильно. Медленно тянуть руку к себе, кончики пальцев не отрываются от стола, скользят.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ 1-гоПАЛЬЦА. Руку, с собранными в кулак пальцами, спокойно опустить у крышки инструмента на чёрную клавишу с опорой на внутреннюю сторону кулака (на сустав 1-го пальца). Почувствовав хорошую опору, медленно скользить по клавише, по направлению к себе, постепенно ставя 1-ый палец в правильное игровое положение, перенося на него вес руки.

«ПОШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ» (Н.В.НИЩЕВА)

Раз, два, три, четыре, пять ( кулачки сжимаем и разжимаем)

Пошли пальчики гулять (пальчики двигаются)

Этот пальчик рыл песок (загибать пальчики, начиная с большого)

Этот делал пирожок

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил!

Раз, два, три, четыре, пять, (кулачки сжимаем и разжимаем)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился!

(Кончики пальцев касаются друг друга, «фонарик»: 1-1, 2-2… Легко постукивать пальчик о пальчик)

«БУДЕМ ЛИСТЬЯ СОБИРАТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять:

Будем листья собирать. (Кулачки сжимаем и разжимаем)

Листья берёзы,(1 палец по очереди касается подушечек 2,3,4,5 пальцев каждой рукой отдельно или вместе.)

Листья рябины Листики тополя,

Листья осины мы соберём.

Маме осенний букет отнесём!

ЦЕЛЬ ИГРЫ: умение владеть пальчиками рук; координировать движения пальчиков на одной руке, на обеих руках; ощущение подушечек пальчиков или «глазок».

«ГЛАЗАСТЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

(«Умные пальчики», «Слепой музыкант»…)

Обвести на бумаге ладошки обеих рук ребёнка. На кончиках пальцев нарисовать глазки (цвет, форма на усмотрение ученика). Ученик этими «глазками» касается клавиш, т.е. «видит их».

Вслепую найти: 2 чёрных клавиши, различить правую и левую из них; найти 3 чёрных клавиши, различить правую, левую, среднюю; найти До или другие белые клавиши - это более сложное задание.

Чтобы ребёнку было более понятно, сначала с закрытыми глазами найти у себя пальчиками нос, глаза, ушки, определить, где книжка, тетрадь, пенал, а потом, а потом приступить к изучению клавиатуры.

ЦЕЛЬ: научить ощущать предметы, «видеть» их «глазами пальчиков»; развивать чуткость пальцев рук, ощущение клавиатуры «вслепую», что очень помогает в игре при чтении нот с листа. Воспитание внимания; воспитания самодисциплины, т.е. сосредоточенности, отрешения от звуков и движений где-то рядом и т.д.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА, ЛАДОТОНАЛЬНОГО ЧУВСТВА

«ГУЛЯЮЩАЯ ПАУЗА» перемещение паузы в мелодии.

Ребёнок поёт или танцует под знакомую музыку. Пауза появляется в разных местах. Какая она: хорошая или плохая, вредная или нет? Для чего: для дыхания, для прыжка, для поклона?

«МАЖОР-МИНОР» Играть песенки (лучше со словами) в разных ладах; ответить на вопрос: как меняется характер музыкального образа

«ЗАБЛУДИВШАЯСЯ ПЕСЕНКА» - транспонирование очень простых песенок в разные тональности. Тональности не надо определять, играть можно и по чёрным клавишам. Игра готовит к прохождению диеза и бемоля.

«ПОЙМАЙ НОТКУ ЗА ХВОСТИК» Ребёнок уже знает, что музыкальный звук записывается нотами, что клавиша соответствует определённой ноте (хотя может конкретной нотной записи или других обозначений подробно и не знать).

Учитель играет на инструменте простую ритмическую фигуру: на одной клавише и одним пальцем. Ученик внимательно слушает и смотрит на клавиатуру. Потом он должен точно повторить эту ритмическую фигуру на той же клавише. Регистр может быть любой, клавиша может быть как белой, так и чёрной. «Ловить нотку за хвостик» можно по очереди: ученик – учитель, учитель-ученик.

Игру можно усложнять, при условии, что ноты и клавиатуру изучаете по методу Гальпериной, и у вас каждой клавише соответствует определённый цвет и игрушка, тогда в игре могут участвовать ученик + игрушка.

Учитель играет ритмическую фигуру на той клавише, которую уже изучили с учеником. Ученик с помощью игрушки, определяет сам, к какой клавише подходит нота-игрушка, повторяет этот ритмический рисунок.

Если на уроке 2 ученика, тогда в игре их роли меняются.

ЦЕЛЬ: ритмическое воспитание; организация внимания, развитие памяти; развитие координации движения рук, кисти рук, пальцев; закрепление знаний о нотах-клавишах (память развивается и у того, кто даёт задание: ученик в роли учителя, и у того, кто его повторяет: ученик в роли игрушки, т.к. должен повторить своё задание в точности).

«НОТКА СПРЯТАЛАСЬ» («Нотка потерялась», «Найти нотку-клавишу»).

Учитель с учеником (или учениками) определяет на клавиатуре ряд клавиш, которые они будут использовать для игры. Остальные прикрывают листами бумаги. Роли в игре можно менять местами.

Ученик не смотрит на клавиатуру. Учитель нажимает одну клавишу, открытую для игры. Ученик запоминает её на слух, потом, повернувшись лицом к клавиатуре, находит клавишу.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие внутреннего слуха, памяти, развитие абсолютного слуха и внимания.

Желательно, чтобы для этой игры инструмент был настроен в камертон.

Игра «Волшебные превращения»

Педагог играет мотив, который хорошо знает ученик, но в другом темпе, или другими длительностями, в другом регистре, другими штрихами. Ученик определяет, как меняется характер образа. Почему?

УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМНИТЬ НОТЫ.

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА.

«КАЛЯКА-МАЛЯКА».

В этой игре учитель подбирает такой музыкальный материал, чтобы мелодии были выразительными и легко запоминались. Чтобы настроение музыки было ярко выражено в темпе, динамике, регистрах и штрихах. Ребёнок, слушая музыку, свободно рисует простым карандашом, делая произвольные движения, ничего не вырисовывая. После окончания музыки, он вместе с педагогом ищет получившийся образ – картинку и обводит его цветным карандашом. Вместе с учителем ученик обсуждает характер музыки.

ЦЕЛЬ ИГРЫ: внимательно слушать исполняемую педагогом музыку; скорость движения руки сопоставлять с темпераментом и скоростью исполнения пьесы; уметь давать словесную характеристику музыкальному произведению; развивать воображение и фантазию при поиске рисунка.

ИГРА В КОМПОЗИТОРА.

1вариант. Ученик удобно сидит за инструментом и с помощью звуков пытается создать определённое настроение, образ.

ЦЕЛЬ: устанавливается связь между внутренним слуховым представлением-образом и прикосновением пальцев к инструменту; воспитание слуха, культуры звукоизвлечения. Слушать: «хочу и могу?»

2 вариант. Без инструмента, записать в тетради нотами (которые уже изучил ребёнок) мелодию, используя длинные и короткие звуки. Педагог помогает оформить мелодию, придумывает слова, стихи к сочинению.

ЦЕЛЬ: воспитание понимания того, что музыкальные звуки записываются нотами, что знание теории просто необходимо.

ИГРА «ПУГОВКИ», «ЛЕСЕНКА). Выкладывается белыми и чёрными пуговками ритм знакомых песенок. Можно выкладывать ритм вновь разучиваемых мелодий. Можно самому ученику сочинить ритм, а потом на этот ритм сочинить мелодию

Игра «РЕБУС»

А) Приставить к названию нот 1, 2 или более букв (или слоги), чтобы получилось новое слово.

Б) К букве или слогу (слогам) добавить название ноты, чтобы получилось слово-ответ.

Источник: www.metod-kopilka.ru