Развитие моторики

Развитие мелкой моторики включает огромное количество разнообразных движений, начиная от простых захватов предметов руками и заканчивая рисованием и вышиванием. Для того чтобы выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук, необходимы скоординированные действия нервной, мышечной и костной систем человека. Мелкая моторика связана со зрением, памятью, вниманием, нервной системой, а также с развитием речи, обусловленным тем, что речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. Именно поэтому развитию этой сферы стоит уделять повышенное внимание начиная с самого раннего возраста.

Этапы развития мелкой моторики

С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки.

Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.

К полугоду ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши, перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого пальца самые мелкие крошки, бусинки.

В полтора года ребенок успешно строит башни из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки, рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять (пирамидки, сортеры, рамки-вкладыши). Ближе к двум годам развитие моторики у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами, чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.

В два, два с половиной года башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены из разных деталей конструктора. Любимое занятие — пересыпание крупы и переливание жидкости из одной емкости в другую. Со знанием дела ребенок раскладывает мелкие предметы по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.

К трем годам ребенок уже рисует круг, а также пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с пластилином — катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом — катает его, бросает и иногда успешно ловит.

Развитие моторики — процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость. После трех лет ребенок продолжает совершенствовать полученные навыки, некоторые из которых можно довести до настоящего мастерства, став музыкантом или художником.

Упражнения для развития мелкой моторики

Массаж кистей рук и пальцев (для любого возраста)

Проводить несколько раз в день по 3–5 минут такие типы движений: поглаживание в разных направлениях, растирания, вибрации с помощью частых легких ударов кончиками полусогнутых пальцев, массирование игольчатым мячиком, сгибание-разгибание пальцев.

С двух месяцев

Комментируя все свои действия, взрослый вкладывает ребенку в руку различные по фактуре и форме предметы. Задача ребенка при выполнении этого упражнения для развития моторики - схватить и удержать предмет некоторое время.

С шести месяцев

Пальчиковые игры и гимнастика с использованием стишков-потешек, ритмичных песенок. Сначала взрослый проделывает все движения на ладошках и пальчиках ребенка, затем ребенок сам повторяет действия и учится говорить текст, а позже уже сам показывает различные фигуры с помощью пальцев рук.

Игры с погремушками, пирамидками, сортерами, конструкторами с крупными деталями, матрешками, тестом для лепки, рисование пальцами, разрывание бумаги.

Игры с мозаикой (выкладывание дорожек и рисунков), бусинами (перебирать, раскладывать по емкостям), шнуровками, прищепками, счетными палочками, фактурными и текстурными игрушками (мешочки с различными наполнителями), перелистывание страниц.

Среди основных упражнений для развития моторики стоит отметить игры с крупами (пересыпание, рисование на них пальчиками, использование в поделках), пазлы, головоломки, аппликации, раскрашивание картинок, свободное рисование разными способами (кисточками, губкой, валиком, пальцами, ватными палочками, по трафарету, по контуру и т. п.), поделки из бумаги и природных материалов, пальчиковый театр, конструирование, вырезание.

Важно проводить упражнения по развитию мелкой моторики ребенка регулярно, превращая занятия в игру, постепенно усложняя действия ребенка и ориентируясь на его интерес и активность. Уже с возраста, когда ребенок начинает ходить, можно давать ему возможность помогать в домашних делах. большинство из которых являются прекрасными упражнениями по развитию мелкой моторики:

  • самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
  • завязывать шнурки;
  • перелить воду из стакана в миску, высыпать муку из стакана в миску;
  • открутить или закрутить крышку на банке;
  • подметать небольшой щеткой на совочек или большим веником, собирая кучку;
  • собирать мелкие предметы, рассыпавшиеся по полу;
  • чистить яйца, снимать луковую шелуху;
  • открывать и запирать двери ключом;
  • вытаскивать белье из стиральной машины и развешивать его с использованием прищепок (или без них);
  • помогать сматывать нитки в клубок;
  • собирать ягоды и грибы;
  • нанизывать крупные бусины (макароны) на леску;
  • заплетать маме или куклам косы;
  • вытирать пыль;
  • мыть игрушки.

Источник: www.gorodmam.ru