Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»

Мастер-класс для родителей:

«Развитие дыхания у заикающихся детей»

Дмитриева Е. С.

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад №145»

комбинированного вида

2012г.

Мастер-класс для родителей

«Развитие дыхания у заикающихся детей»

Цель: Дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального дыхания у детей. Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.

Задачи:

1. Развивать диафрагмально-нижнереберное дыхание;

• Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

• Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

• Развивать фонационный (озвученный) выдох.

• Развивать речевое дыхание.

2. Продемонстрировать практическое использование экспонатов мини-музея.

3. Дать знания о необходимости обучения детей диафрагмальному дыханию.

4. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: учитель - логопед, родители.

План семинара:

I. Теоретическая часть.

1. Основные направления и содержание работы по развитию правильного дыхания у заикающихся детей.

2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.

II. Практическая часть.

1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.

2. Знакомство с пособиями мини-музея «Дыхание ветра» и наглядная демонстрация способов работы с пособиями на развитие дыхания.

3. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

4. Разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики, с использованием игровых пособий.

Оборудование:

Раздаточный материал: памятки, игровые пособия.

Демонстрационный материал: мини-музей «Дыхание ветра», таблицы «Дышим правильно», показ выполнения нового комплекса упражнений на развитие дыхания.

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

Вступительная беседа.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу.

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

• следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

• нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую "опору";

• надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

• При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Поэтому надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Дыхательная гимнастика представляет могущественное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и для излечения всех видов заикания и потому справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей с заиканием. По своему влиянию на излечение заикания дыхательные упражнения должны быть поставлены на первом месте, как обладающие наибольшей целебной силой.

В начале года нами было проведено обследование речевого развития детей. По результатам обследования на начало года был получен низкий результат по всем показателям речевого развития, в том числе и развитии дыхания. Перед нами встала проблема: развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с заиканием. Мы стали искать пути решения данной проблемы: как организовать работу по развитию правильного дыхания? Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик, которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей.

Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра», атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. одежда не должна стеснять движений;

4. не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

II. Практическая часть.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

Правила проведения:

1. Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

2. Вдох и выдох спокойный:

• Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.

• Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) .

3. Дозировать количество и варьировать темп выполнения упражнений; при появлении признаков недомогания (головокружение) прекратить упражнение и провести задержку дыхания – упражнение «Ныряем»: и. п. – стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки. Нос зажимается пальцами, насколько возможно задерживается дыхание.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные далее игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3.«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4.«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

9.«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10.«Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; китайский колокольчик "песня ветра"; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами) ; обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар; мыльные пузыри.

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.

Совместное разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики.

Раздача памяток по развитию дыхания.

Источник: www.maam.ru