Русский язык для детей-билингвов

Эта страница сайта адресована семьям, в которых один из родителей — носитель русского языка, а другой — представитель другой языковой культуры. В таких семьях часто встаёт вопрос: нужно ли учить детей русскому языку, если семья живёт в иноязычной среде? Ответ бесспорен… Нужно. Но как?

Многие родители испытывают огромные трудности в разрешении этой проблемы, которые связаны, прежде всего, с тем, что ребёнок, проживающий на территории другого государства и с течением времени осознающий разнообразные социальные функции языка, не испытывает потребности и желания изучать язык, на котором его может понять только кто-то один из родителей или родственники, живущие в России. Ребёнок учится коммуникативному поведению той страны, где он живёт, где у него есть друзья, интересы, события. И это правильно и понятно.

Конечно, двуязычие, владение двумя языками — это большое достоинство, но одновременно это и большая трудность для детей.

Маленькие дети не способны понять необходимость изучения другого (тоже родного) языка. В связи с этим родители ищут способы разрешения проблемы «как смотивировать и научить ребёнка говорить на русском языке».

Начинать заниматься с ребёнком вторым языком нужно как можно раньше: чем младше ребёнок, тем больше он имеет возможностей сформировать правильное произношение и овладеть вторым языком в максимальном объёме.

Период активного освоения речи у малышей — от года до трёх лет. Соответственно, родителям следует уже в этом возрасте начинать говорить на русском языке. В этом случае усвоение малышом двух языков будет проходить параллельно, без их смешения. Для родителей воспитание ребёнка-билингва — многолетний, кропотливый, систематический и требующий терпения труд. В связи с этим обучение ребёнка русскому языку нужно начинать как можно раньше.

Я работаю с детьми, начиная с четырёхлетнего возраста. Дистанционная форма работы, которую я избираю, не подходит для детей более раннего возраста. При работе с детьми-билингвами я использую коммуникативные технологии и игровые методы работы.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный учебный план, учитывающий пожелания родителей, уровень владения ребенком русским языком (если таковой имеется), психологические особенности малыша, его излюбленные виды деятельности. При работе используются специальные информационно-коммуникационные технологии, интерактивные инструменты сети Интернет, видео- и аудиофрагменты, которые позволяют организовывать занятия в совместной деятельности с ребенком. Активно используется метод проектов (создание совместно с детьми фильмов на русском языке, газет, поделок, озвучивание музыкальных открыток для родителей и др.).

Работа ведётся по следующим направлениям.

  1. Обучение произношению. Работа над звуком.
Реализуется в ходе проведения фонетических игр и упражнений, направленных на предупреждение и исправление ошибок. Фонетические игры проводятся по принципу «от простого к сложному», связываются с вводимыми на занятии лексическими единицами, используются для профилактики фонетических и грамматических ошибок. Кроме этого, проводятся специальные упражнения на усвоение традиционных звукоподражаний и диалогических междометий.
  • Обучение навыкам правильного интонирования русского предложения.
  • Обучение лексике. Работа над словарём.
  • Обучение грамматике. Работа над формой.
  • Обучение аудированию. Развитие способности понимать русскую речь.
  • Обучение говорению. Работа над развитием устной речи.
  • Обучение чтению на русском языке.
  • Обучение русскому письму и работа над правописанием (орфографией).
  • Обучение русской культуре.
  • Примеры технологий и упражнений вы можете посмотреть в разделе «Учебные материалы».

    Источник: russianonline5.com