Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.

Методическое пособие.

2013г.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Старший преподаватель кафедры СПП и ПМ

Бородина В.А

Составитель: учитель-логопед Багаутдинова А. Ф.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.

Одним из важнейших условий успешного развития личности является правильная речь. Мы предлагаем комплекс игровых упражнений, направленных на формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

Пособие состоит из: комплекса артикуляционных упражнений, игровых упражнений, чистоговорок и скороговорок, игр направленных на постановку, автоматизацию и дифференциацию основных групп звуков.

• Книга адресована учителям-логопедам, педагогам коррекционно-развивающегося обучения, студентам дефектологических факультетов и родителям.

В нашем пособии использован материал авторов: А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой, В.В. Коноваленко, В.Н. Черняковой.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правиль-ный артикуляционный уклад звуков (с-сь-з-зь-ц)

1. Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением

вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком по¬ложении на счет до пяти.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

3. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Игра «Собери букет».

Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква.

Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в

соответствии, с которым он выбирает «букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изучен¬ного, детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Подарки лесным зверюшкам

Воспитатель рассказывает: «Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке. Из Африки он привез своим друзьям; лесным зверюшкам, много разных подарков. Каждому он подарил игрушку или предмет, который начинается с такого же

«Назови первый звук в слове»

Наглядный материал. Игрушка Буратино.

Воспитатель показывает Буратино и говорит: «Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на занятие,

чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?» Буратино машет головой (инсценировка). Педагог: «Ты не знаешь, с какого звука начинается твое имя? Дети, скажите, с какого звука начинается имя Буратино. После ответов воспитатель предлагает определить, с какого звука начинаются имена их

звуки надо произносить четко (нельзя произносить слог зе в слове Зоя, вэ в слове Вадик).

«Назови последний звук в слове»

Наглядный материал. Картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот.

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит двух - трех детей четко повторить звук в слове. («Это что?» - показывает картинку. «Дверь», - называют дети. «Какой последний звук в этом слове?» Дети: «Звук [р']».)

Воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцирование твердых и мягких согласных. («В слове дверь последний звук [р'], а не (р]».) Когда все картинки будут разложены на фланслеграфе, воспитатель предлагает детям отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - те, которые заканчиваются на мягкий. Детям, у которых произношение звуков еще недостаточно четкое, воспитатель предлагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Лягушка

Хоботок

4. Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между губами и

«пошлепать» его «пя-пя-пя».

5. Киска сердится

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упи¬раясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Копчик языка при этом не дол¬жен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

6. Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произ¬носить сочетание ИЕ. Копчик языка при этом упи¬рается в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

7. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длитель¬но подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. При этом надо обратить внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью. Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий,

является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности детей. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний

которые инициируются логопедом в соответствии с коррекционными целями занятия.

К примеру, в игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать платье из шелка»; получив «готовое» платье (в карточку-конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковое платье».

Нередко в занятия включаются фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией коррекционных задач логопедического занятия. Так, например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» дороги логопед предлагает детям построить гараж для машин и поиграть в свободное время. В игре «Разные билеты» дети «кассиры» выдают проездные билеты необычным пассажирам - животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных.

При планировании логопедических занятий важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли.

Лопаточка

Иголочка

8. Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот. Копчиком языка «по¬чистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

9. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

10. Посчитай нижние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упи¬раться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была непод-вижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик воз-вращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».

Игра «Вставь нужную букву»

Цель: тренировать детей в выполнении операций по звукобуквенному анализу слов.

Оборудование: карточки с написанными на них словами; игрушка Дед Буквоед.

Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел» Дед Буквоед в каждом из слов.

Игра «Придумай слово»

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. Оборудование: Робот (игрушка).

Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать, и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове зажигается лампочка.

Особое значение для общего психического развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. При благоприятных педагогических условиях сюжетно-ролевая игра детей данного возраста достигает достаточно высокого уровня. В логопедических группах специальную работу по развитию сюжетной игры проводит воспитатель. Логопед использует

Качели

4. Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако поезд

отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

Игра «Собери игрушки»

Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов.

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра «Помоги зайчику перейти через речку».

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

согласовывая существительные с числительными, например: «Один карандаш; три кош¬ки; пять мешков и т.д. Как вариант: можно поочередно брать каждую картинку цепочки и, пе¬ремещая её из одного пустого окошка в следующее, называть словосочетания (один мешок; три мешка; пять мешков).

«Выбери картинку и составь предложение»

Ход игры: Ребёнку предлагается выбрать из каждого «подъезда» домика по одной картинке и составить с ними предложения. Проанализировать каждое составленное предложение: сколько слов; какое слово первое, какое второе и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и - определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Накажем непослушный язычок

5. Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

6. Фокус

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

8. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

разложить все картинки «цепочки слов» по своим «квартирам». Затем взрослый просит назвать все слова-картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова.

«Домик»

Ход игры: Ребёнку показывают таблицу-домик, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на «чердаке»), находится графическая схема, показываю¬щая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен

«Угадай, чего не стало»

Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, взрослый накрывает любую картинку пустой карточкой. Ребёнок должен вспомнить и назвать накрытую картинку.

«Вспомни и назови»

Ход игры: Ребёнок отворачивается, взрослый переворачивает любые 3 картинки, например, со звуком в начале слова, и просит ребёнка вспомнить их и назвать и т.д.

«Подружи слова».

Ход игры: Ребёнок должен составить как можно больше пар из данных картинок, обосновывая свой выбор. Например: ландыш и артишок - это растения; карандаш и кошка - эти слова начинаются на звук «К» и т.д.

«Посмотри и назови»

Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подста¬вить в пустые окошки рядом с цифрами любые картинки из «цепочки»; назвать картинки, пра-вильно

Чашечка

9. Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, Языком в форме чашеч¬ки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно по¬мазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтяги¬вать зубы (можно оттянуть се вниз рукой).

10. Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – нож¬ка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удастся присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В по-щелкивании улавливается нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

С бархатной подкладкой.

11. Гармошка

Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыб¬ке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук)

«Звуки я вас различаю»

(автоматизация звуков)

Цели: многократно ребенок произносит слова с автоматизируемым звуком; учить определять и называть

звуки, стоящие в начале и в конце слова, определять место автоматизируемого звука в слове; тренировать память, внимание, логическое мышление и активизировать словарь;

составлять и анализировать словосочетания и предложения; учится составлять слова по начальным, по конечным звукам слов и анализировать их звуковой состав.

Ход игры: Перед ребенком в произвольном порядке раскладывают 9 картинок со звуком, например: «Ш» и ему нужно: назвать картинки, четко и длительно произнося

автоматизируемый звук «Ш» в начале и в конце слова;

ответить на вопросы взрослого по картинкам (например:

назови все живое; все, что сделал человек; все, что растет и

т.п.)

«Цепочка слов»

Ход игры: ребенок находит и называет картинку, отмеченную значком-звездочкой. Это – первое звено «цепочки». Затем определяет последний звук этого слова – картинки. С него начнется следующее звено «цепочки слов» (ребенок находит следующую картинку, которая начинается на последний звук предыдущего слова и укладывает ее рядом с первой картинкой и т.д.). Постепенно все картинки раскладываются по кругу и «цепочка» замыкается. Ребенок еще раз называет все картинки построенной «цепочки слов», четко произнося автоматизируемый звук, например «З».

Звуки [3] - [Ж]

У Зины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Звуки [Ц] - [Ч']

У цапли цыпленок, у зайки зайчонок. Очень часто бьются у Танечки блюдца. Ученица-озорница получила единицу

Звуки [Л] - [Р] ([Л'] - [Р'])

Король - орел, орел - король. Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Прибыл Клим из Клина в Крым. Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов. Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос, - мне тарелку Валерка на подносе принес.

Речевые игры и упражнения

«Какой звук?»

Цели: определение первого звука в слове закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.

Ход игры: В центре цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображе-нием предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в

Грибок

Вкусное варенье

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (л-ль)

3. Накажем непослушный язычок

Описание всех этих упражнений впереди

Звуки [Р] - [Р']

Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро - на полу стоит ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Три вороны на воротах. Трое трубачей трубили в трубы. На горе, на горке горько ревет Егорка. Во дворе юрка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Привез Пров Егору. Во двор дров гору. На осинке росинки засверкали утром перламутром.

Звуки [С] - [3] ([С'] - [3']).

Соня Зине принесла бузины в корзине. Сеня незнайка, а Зина зазнайка. Идет с козой косой козел.

Звуки [С] - [Ц].

Синицы - веселые птицы. Стоит воз овса, возле воза - овца. Из соседнего колодца целый день водица льется.

Звуки [С] — [Ш].

Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.

живут ежи. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Зажужжала муха, дожужжалась паука. Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.

Звук [Ч'].

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Шубка овечки - теплее любой печки. У Пети тачка, а у Паши печенья пачка. Пекарь пек калачи в печи. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Ученик учил уроки. У него в чернилах щеки.

Звук [Щ'].

Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Звуки [Л] - [Л'].

Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль. У елки иголки колки. Иголка, иголка, ты остра и колка. На мели мы налима ловили. В уголок Аленка села, У Аленки много дела. Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила. Галка села на палку, Палка ударила галку. Наш Полкан попал в капкан. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, Искала булавку весь день.

Маляр

6. Пароход

Приоткрыть рот и длительно на одном выходе произносить звук «Ы-Ы-Ы». необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.

7. Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не от¬рывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп¬ражнения постепенно убыстрять, затем добавить го¬лос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».

Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть

широким.

Индюку И лучший друг

Честно скажет: — Ты - индюк!

8. Маляр 9. Посчитай зубки

8. Поймаем звук «Л»

Улыбнуться. Во время произнесения звука а широ¬кий кончик языка закусить зубами. Постепенно убы¬стряя темп движения, вы услышите звук л.

Заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Звуки [3] - [3']

За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу – моем. Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зойного зайку зовут Зазнайкой. Видит волк козу, забыл и грозу. Звенит звонок, звонок зовет. И Зоя в класс к себе идет.

Звук [Щ]

Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы, Ец-ец-ец - очень вкусный огурец. У кольца нет конца. Бегают две курицы прямо по улице. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц. Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется. Нагнись в корытце напиться водицы.

Звук [Ш]

Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай!

Звук [Ж]

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молоко дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где

Упражнения на постановку сонорных звуков.

Источник: cherednik.ucoz.ru