На зарядку с язычком (упражнения для детей подготовительной к школе группы)

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. В 6—7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют некоторое время удерживать положения языка без измене­ний. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3—4 раза в день, по 5—10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5—7 раз, статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Выпол­няя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

«Лягушка» — «Хоботок»

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» (широко открывать рот) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед).

«Блинчики» — «Вкусное варенье»

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно намазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слы­шалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

« Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. « Чистим зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» ниж­ние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«Посчитаем зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по оче­реди в каждый верхний (нижний) зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а ниж­няя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу — это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не дол­жен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы — в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; дли­тельно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно про­износить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упраж­нения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем научиться говорить правильно, четко и красиво. Надо помнить, что четкое про­изношение звуков является основой обучения письму на начальном этапе.

Источник: www.mbdou-ds7.ru