Методика преподавания ритмики в детской школе искусств (первый год обучения)

Тема 4: Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения включаются почти во все уроки ритмики. Двигательные задачи ставятся те же, что и на уроках физкультуры, но музыкальные задачи значительно шире. На занятиях по ритмике более серьёзное значение придаётся связи музыки и движения. Музыка здесь не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока, как необходимая составная его часть. Связь движения с музыкой предусматривает не только соответствие с метрической пульсацией музыки, но и отображение в движении характера музыки, средств музыкальной выразительности – темпа, динамических оттенков, регистровых изменений.

Разучивая с детьми гимнастические упражнения, преподаватель должен добиваться от них осознанного отношения к своим действиям и тесной связи движения с музыкой. С самого начала следует приучать детей к правильной оценке качества выполнения движений.

Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы спины, мышцы ног. Систематическое повторение комплексов помогает закреплению навыков точного выполнения движений, укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения, дыхания, способствует выработке должной осанки. Необходимо включать в каждое занятие упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно мышц верхнего плечевого пояса, рук и пальцев. Гимнастические комплексы могут проводиться без предметов и с предметами. Эти комплексы разучиваются и повторяются в начале почти каждого урока ритмики. Упражнения же с предметами - мячами, бубнами, скакалками, как правило, проводятся в конце урока. Они придают особую эмоциональность заключительной части занятия.

Упражнения с мячами особенно полезны учащимся так как развивают глазомер, укрепляют мышцы пальцев, кисти рук. Надо вовремя бросить мяч на сильную долю такта ( в размерах 2/4 и ¾) и вовремя поймать его на конец такта, рассчитать силу броска, уметь плавным движением передать мяч товарищу, стоящему рядом, чётко ударить мяч об пол и т.д.

Дети очень любят упражнения с прыгалками, в которых могут проявить свою ловкость, выносливость.

Тема 5: Танцевальные элементы и танцы

Большое внимание на уроках ритмики уделяется изучению элементов танца. Эти движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Таковы упражнения в танцевальной форме и музыкальные игры в которых дети свободно пляшут, выбирая танцевальные упражнения по своему желанию. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Приобщение детей к творчеству - одна из важнейших задач ритмики.

На первом году обучения на уроках ритмики изучается ряд элементов русской народной пляски ( русских хороводный шаг, русский переменный шаг, дробный шаг, притопы, полуприседание с выставлением ноги на пятку, «ковырялочка», « верёвочка», шаг с припаданием, «качалочка», «козлик») и бальных танцев ( боковой галоп, шаг польки, па-де-баск, выставление ноги вперёд на пятку или на носок, прыжки с поочерёдным выбрасыванием ног вперёд, некоторые положения рук в танцах). Педагог может – на своё усмотрение - разучить только часть их, выбрав наиболее доступные для данного состава детей. Например: можно исключить изучение русского переменного шага, «верёвочки», шага с припаданием, так как эти движения являются наиболее трудными для освоения. Если же учащиеся данного класса посещали подготовительные группы, где проводились занятия по ритмике, они быстрее овладеют всеми движениями.

На уроке ритмики может быть отведено несколько минут на разучивание того или иного танцевального элемента или на его повторение. Для этого подбираются разнообразные русские народные плясовые мелодии ( «Из –под дуба», « Ах вы, сени», « Ай, да берёза», «Полянка»). Педагог показывает детям движения, подробно разъясняя технику его исполнения, обращает внимание учащихся на детали. Движение может разучиваться целиком или по частям.

Тема 6: Образные упражнения и музыкальные игры

Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих возможностей детей- проявления фантазии, выдумки, активности. Обучение двигательными навыками проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д. Игры заставляют детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования ( кто скорее, лучше, более чётко выполнит то или иное задание, кто явится более ловким, смелым). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, т.е. соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.

Яркое, эмоциональное слово педагога побуждает мысль, направляет в определённое русло детскую фантазию. Иногда педагог использует и метод показа, уточняющего отдельные детали. К показу привлекаются и дети, нашедшие наиболее интересные и убедительные движение для воплощения образа. Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.

Особой любовью у детей пользуются музыкальные игры. Увлекательные игровые задачи, поставленные в них ( например: с концом пьесы «заплести плетень»; первым добежать до бубна и ударить в него чтобы стать ведущим; быстро перестроиться в звенья; найти себе партнёра; отгадать по характеру музыки, какой зверь выходит на поляну), обогащают процесс обучения, будят и развивают в детях актёрские задатки.

Планирование и построение урока

Чтобы работа по ритмике велась планомерно и успешно, необходимо чётко распределить учебный материал по времени. Для этого на каждую четверть учебного года необходимо составить план в котором определяются задачи предмета и - с учётом этих задач подбирается практический материал. Имея перспективный план педагог будет ясно представлять себе последовательность той или иной темы, а также логику построения уроков с постепенным переходом от более лёгкого материала к более сложному.

На основе перспективного плана составляется план поурочный.

Каждый урок включает в себя закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих уроках, работу над новым материалом и повторение пройденного.

Примерный план урока ритмики

1. Вводная часть. В неё входит построение и марш - чаще всего с определённым музыкально-ритмическим заданием. Перестроение на основную часть урока.

2. Основная часть. Чаще всего она начинается с гимнастических упражнений. Затем идут упражнения с ритмическими заданиями. Таких упражнений может быть три – четыре, например: определение размера, работа над качеством дирижёрского жеста, определение длительностей и отражение их в движении, упражнение, связанное со строением музыкального произведения.

3. Упражнение с предметами, или работа над элементами танцевальных движений, или разучивание танца, или повторение разученного ранее танца. Настоятельно рекомендуется проведение игры с определёнными музыкально-ритмическими задачами.

4. Заключительная часть. Построение в шеренгу. Короткий анализ урока или выставление оценок. Уход под марш.

Заключение

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Разработана программа музыкально-ритмического воспитания для детей 5-6 лет, учитывающая их непосредственно - эмоциональную реакцию на музыку и определённые двигательные возможности. Основной задачей ритмики в школе искусств является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на уроках по специальности.

Дети младшего возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются дети под музыку педагог может проверить прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, выявить их творческие возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Занятия ритмикой оказывают на детей и не малое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют чёткого взаимодействия всех участников, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того у детей развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работы школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

Список использованной литературы

1. Бекина С.И. « Музыка и движение», издательство « Просвещение» 1984 г.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М; 1981 г.

3. Устинова Т.А. Русский народный танец М. «Искусство», 1976 г.

4. Г.Франио, И. Лифиц Методическое пособие по ритмике. Москва «Музыка» 1987 г.

5. Рассохина В. Александрова Н.Г. и ритмика Далькроза в нашей стране 1982 г.

Источник: ped-kopilka.ru