Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Зна комство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего эмо ционального состояния.

1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.

Цель: Вхождение в атмосферу группы.

Методы: Обмен чувствами, повторение правил.

Инструкция участникам:

« Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам.

Согласно определению С. Л. Рубинштейна, эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между про исходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в ре зультате их обобщения. Выделяют 10 фундаментальных эмо ций: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоции яв ляются для человека источником важной информации, они необходимы для удовлетворения потребностей.

Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.

Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит из-за « запрета » нашими культур ными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, удивления, радости и др.). В результате наши чувства оказываются « замороженными », как в холо дильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, разрешить им « оттаять », важно уметь анализировать собствен ные чувства. Для этой цели сделаем упражнение « Передай маску! ».

2.        Разминка. Продолжительность — 10 минут

Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования.

Методы: упражнение « Передай маску ».

Упражнение « Передай маску! »

Ведущий фиксирует на лице определенное выражение (мас ку), поворачивается к соседу слева и « передает ему выражение своего лица », которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выраже ние лица на « новую маску » и передает ее следующему участнику. И так все по очереди « копируют » и « передают » маску.

Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным, избавиться от плохого настроения.

3.        Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контро ля своего эмоционального состояния.

Методы: Упражнение « Какое чувство возникает ».

Оборудование: ватман и маркеры.

Заметки для ведущего: техники могут провоцировать глубо кие личностные процессы.

Упражнение « Какое чувство возникает »

Ведущий просит участников принять удобную позу и зак рыть глаза. Он называет звуки, задача участников — осознать, какие чувства эти звуки вызывают.

Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркес тра, настраивающего инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта, громкий крик, плач ребенка и т. п.

Затем ведущий просит участников перечислить все извест ные им чувства и записывает их на ватмане. Проводит мозго вой штурм на тему: « Зачем нужны всякие чувства? ». Предлага ет сделать рисунок « Плохие и хорошие чувства ».

Рисунок « Плохие и хорошие чувства »

Участники группы выполняют рисунки на данную тему на чистом листе, показывают их группе и обсуждают.

Если кто-то из ребят стесняется выносить свои работы на обсуждение, нужно постараться оказать ему поддержку и помочь набраться храбрости. Если, несмотря на все ваши стара ния, это не удается, оставьте попытки до следующего раза. Воз можно, подросток еще не готов открываться перед группой.

Техники направлены на развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря, умение дифференциро вать собственное эмоциональное состояние, выработку адек ватного отношения к « хорошим » и « плохим » чувствам.

4. Разминка. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Разрядка, сплочение группы.

Методы: Упражнение « Перышко ».

Упражнение « Перышко »

Участникам дается инструкция подвигаться по комнате и почувствовать свои ступни, пальцы, ощутить свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Затем их про сят представить, что они превратились во что-то легкое, например, в маленькое перышко или даже нежную пушинку. Участ никам дают инструкцию двигаться по комнате так, чтобы все тело изображало эту легкость. Можно изобразить парение, кру титься, вертеться, иногда « пролетать » низко над полом. При этом можно повторять про себя: « Я легкий (-ая), как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движе ния, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем ».

Через 1-2 минуты ведущий останавливает парение и просит всех занять свои места.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.

Цель: Отработка навыков контроля своего эмоционального состояния: узнавание, выражение, отреагирование эмоций.

Методы: Упражнения « На что похоже мое настроение », « Толкалки », « Выражение настроения ».

Упражнение « На что похоже мое настроение »

Ведущий просит участников прислушаться к себе и отве тить, на какой цвет сейчас похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, ис пользуя только линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу справа. Его задача — отгадать, какое настроение изображено на рисунке.

Упражнение направлено на выработку навыка вниматель ного отношения к внутреннему состоянию, узнавание эмоций. Количество участников — любое.

Упражнение « Толкалки »

Участники разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, поднимают руки на высоту плеч и ладонями опираются о своего партнера. По сигналу ведуще­го они начинают толкать партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Когда ведущий скажет « стоп », все останавливаются.

Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и позитивное движение.

Упражнение « Выражение настроения »

Участникам дается инструкция двигаться по комнате и по стараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, паль цы, позвоночник и голову. Ведущий просит участников отме тить « сонные » и « бодрствующие » части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.

Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие со стояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; человека с нечистой совестью; гения, получившего Нобелевскую премию; предельно собранного человека; канатоходца и др.

Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного « Я ».

6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут.

Цель: Шеринг. Обмен чувствами.

Методы: Обмен впечатлениями.

Источник: putevodpav.narod.ru