Скачать:

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса сочетаются с произношением специального речевого материала.

Звуковая культура речи включает в себя компоненты, такие как интонация, ритмико-мелодическая сторона речи и система звукопроизношения.

Плохая дикция, отсутствие речевых оттенков, вялая неэмоциональная речь, несформированность речевого дыхания,  нарушение фонетической фонематической стороны речи, характерно для детей с речевой патологией.

Существует филогенетическая связь между развитием движений и формирование  произношения. Установлено, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее его речь.  Одновременно речевые упражнения, связанные с движением нормализуют состояние мышечного тонуса, помогают освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, сформировать правильное   дыхание, голосоведение, артикуляцию,  темп речи, укрепить  мимическую  мускулатуру, развить умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму.

Этим, и  обусловлено использование логоритмики,  как одно из самостоятельных средств комплексного психолого-педагогического логопедического, лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми расстройствами.

Реализация программы подразумевает 2 года обучения, контингент объединения – дети 7-8 лет (1-2 классы).

Цель программы. создание условий для  обучения, личностного развития, сохранения физического и психического здоровья школьников, имеющих моторные и речевые нарушения

Задачи:

    активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового); увеличить объем памяти; развивать зрительное, слуховое восприятие; развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка; помочь формированию у ребенка двигательных навыков,  пространственных движений.

Основные принципы:

    учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; наглядности (показ движений); доступности индивидуализации; постепенного повышения требований; комплексный подход (всестороннее воздействие на весь организм в целом); учет симптоматики (учет физических возможностей детей) учет   быстрой психической и физической  истощаемости; уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; тесная связь с процессом обучения;

Методы:

    наглядный  (показ движений или элементов); тактильно-мышечный метод (использование палочек, пуговиц, монет); словесный метод (объяснение с опорой на жизненный опыт, пояснение при показе, указания, беседа для уточнения движений) практический метод (стимулирование к творческому поиску, показ

отдельных ролей)

Коррекционно - развивающая программа   состоит из 68 занятий, из которых  2  занятия резервные, весь коррекционный курс состоит из четырех этапов работы, рассчитанных на два года. На каждом этапе, в соответствии с решаемыми коррекционными задачами, дети постепенно совершенствуют свои умения и навыки по мере усложнения выполняемых ими заданий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

Вводная  часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке.

Основная часть длится 20 минут и включает в себя упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или речеслуховой памяти внимания; музыкально-двигательные и музыкально - ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи движения; упражнения на развитие продолжительного выдоха и силы звучания голоса.

На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, релаксация.

На каждом этапе работы дети должны приобрести необходимые умения и навыки по каждому из следующих разделов.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания  здоровых динамических стереотипов.

В программе используются задания и  упражнения известных авторов в области логопедии, Верясовой Т.В, Ильиной М.Н, Солнцевой В.А. Беловой Т.В. Кузнецовой Е.В. Алябьевой Е.А.

Тематическое планирование

1.    Нормализация мышечного тонуса  (5 часов)

2.    Дыхательные упражнения (5 часов)

3.    Самомассаж биологически активных точек (5   часов);

4.    Глазодвигательные упражнения (5 часов)

5. Упражнения для развития мелкой моторики (формирование                    кинестетического и кинетического ощущения, ручных и артикуляторных движений, упражнение на противопоставление большого пальца остальным пальцам рук) (10 часов)

6. Статические упражнения с функциональными нагрузками для развития моторного праксиса. Статические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса (10 часов).

7.   Динамические упражнения с функциональными нагрузками,  для развития отдельных компонентов моторного праксиса (развитие чувства ритма,

формирование пространственных представлений, развитие координации речи и движения) (11 часов)

8. Упражнения на  развитие слухового и речеслухового восприятие, памяти, внимания,  мышления. (11часов)

9. Развитие мимических движений.

Игры с речевым сопровождением (3 часа)

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса сочетаются с произношением специального речевого материала.

Звуковая культура речи включает в себя компоненты, такие как интонация, ритмико-мелодическая сторона речи и система звукопроизношения.

Плохая дикция, отсутствие речевых оттенков, вялая неэмоциональная речь, несформированность речевого дыхания,  нарушение фонетической фонематической стороны речи, характерно для детей с речевой патологией.

Существует филогенетическая связь между развитием движений и формирование  произношения. Установлено, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее его речь.  Одновременно речевые упражнения, связанные с движением нормализуют состояние мышечного тонуса, помогают освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, сформировать правильное   дыхание, голосоведение, артикуляцию,  темп речи, укрепить  мимическую  мускулатуру, развить умения сочетать движение и речь, координировать их, подчинять единому ритму.

Этим, и  обусловлено использование логоритмики,  как одно из самостоятельных средств комплексного психолого-педагогического логопедического, лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми расстройствами.

Реализация программы подразумевает 2 года обучения, контингент объединения – дети 7-8 лет (1-2 классы).

Цель программы. создание условий для  обучения, личностного развития, сохранения физического и психического здоровья школьников, имеющих моторные и речевые нарушения

Задачи:

    активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового); увеличить объем памяти; развивать зрительное, слуховое восприятие; развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка; помочь формированию у ребенка двигательных навыков,  пространственных движений.

Основные принципы:

    учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; наглядности (показ движений); доступности индивидуализации; постепенного повышения требований; комплексный подход (всестороннее воздействие на весь организм в целом); учет симптоматики (учет физических возможностей детей) учет   быстрой психической и физической  истощаемости; уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; тесная связь с процессом обучения;

Методы:

    наглядный  (показ движений или элементов); тактильно-мышечный метод (использование палочек, пуговиц, монет); словесный метод (объяснение с опорой на жизненный опыт, пояснение при показе, указания, беседа для уточнения движений) практический метод (стимулирование к творческому поиску, показ

отдельных ролей)

Коррекционно - развивающая программа   состоит из 68 занятий, из которых  2  занятия резервные, весь коррекционный курс состоит из четырех этапов работы, рассчитанных на два года. На каждом этапе, в соответствии с решаемыми коррекционными задачами, дети постепенно совершенствуют свои умения и навыки по мере усложнения выполняемых ими заданий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

Вводная  часть составляет 5-7 минут. Сюда входят различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке.

Основная часть длится 20 минут и включает в себя упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или речеслуховой памяти внимания; музыкально-двигательные и музыкально - ритмические упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи движения; упражнения на развитие продолжительного выдоха и силы звучания голоса.

На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, релаксация.

На каждом этапе работы дети должны приобрести необходимые умения и навыки по каждому из следующих разделов.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания  здоровых динамических стереотипов.

В программе используются задания и  упражнения известных авторов в области логопедии, Верясовой Т.В, Ильиной М.Н, Солнцевой В.А. Беловой Т.В. Кузнецовой Е.В. Алябьевой Е.А.

Тематическое планирование

1.    Нормализация мышечного тонуса  (5 часов)

2.    Дыхательные упражнения (5 часов)

3.    Самомассаж биологически активных точек (5   часов);

4.    Глазодвигательные упражнения (5 часов)

5. Упражнения для развития мелкой моторики (формирование                    кинестетического и кинетического ощущения, ручных и артикуляторных движений, упражнение на противопоставление большого пальца остальным пальцам рук) (10 часов)

6. Статические упражнения с функциональными нагрузками для развития моторного праксиса. Статические упражнения с функциональными нагрузками для развития артикуляционного праксиса (10 часов).

7.   Динамические упражнения с функциональными нагрузками,  для развития отдельных компонентов моторного праксиса (развитие чувства ритма,

формирование пространственных представлений, развитие координации речи и движения) (11 часов)

8. Упражнения на  развитие слухового и речеслухового восприятие, памяти, внимания,  мышления. (11часов)

9. Развитие мимических движений.

Игры с речевым сопровождением (3 часа)

Источник: nsportal.ru