Физминутки в начальной школе

Организму ребенка в процессе развития необходимы физические нагрузки. Если младший школьник долго сидит за партой, его кости легко деформируются при неправильном положении, он теряет внимание и быстро утомляется. Поэтому, чтобы повысить способность ребенка к восприятию новых знаний, предупредить утомляемость, искривление позвоночника. необходимо на уроках проводить зарядку. В этой статье мы опишем организационные особенности физминутки для младших школьников.

С каждым следующим уроком утомляемость ребенка все больше накапливается. Поэтому физические упражнения необходимо делать на каждом учебном занятии за таким графиком:

  • первый урок: 1 физминутка на 25-ой минуте урока;
  • второй урок: 2 перерыва на зарядку на 15 и 20-ой минутах;
  • третий и четвертый уроки: 3 минутки отдыха на 10, 15 и 20-ой минутах.

Приведем общие требования к физкультурным минутам:

  1. Комплексы упражнений должны быть разнообразны и соответствовать уроку.
  2. Проводить физминутки следует на начальном этапе утомления.
  3. Предпочтение нужно отдавать группам мышц, которые наиболее подвержены утомлению.
  4. Зарядка должна обеспечить позитивное настроение.

Продолжительность физминутки в начальной школе – 1-2 минуты. Она должны включать комплекс разнообразных упражнений с их повторением 4-5 раз. Упражнений не должно быть много, достаточно 5-6:

  • ходьба на месте;
  • потягивание с поднятием рук;
  • приседания;
  • наклоны;
  • повороты туловища;
  • упражнения на дыхание (вдох-выдох).

Это поможет справиться с переутомлением у детей и повысить их работоспособность.

Чтобы младшим школьникам было интересно делать зарядку, учителя стараются разнообразить такие минуты отдыха.

Интересные физминутки в начальной школе

Увлекательными для детей становятся физкультурные паузы, которые сопровождаются стихотворениями. Особенно школьникам нравятся стишки, которые несут юмор, заряжают позитивным настроением. Например:

Поднимает руки класс – раз,

Завертелась голова – два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Такие веселые физминутки в начальной школе приносят двойную пользу: они не только расслабляют мышцы и позвоночник ребенка, но и развивают память, эмоции.

Чтобы дети не теряли интерес к ежедневным повторениям упражнений, следует использовать разные виды разминок. Современные учителя предлагают для начальной школы музыкальные физминутки. Динамические упражнения, которые выполняются под музыку и сопровождаются яркой анимацией, задают положительный эмоциональный тон уроку, активизируют деятельность учащихся, способствуют профилактике утомляемости.

Приведем пример подвижных физминуток в начальной школе.

Упражнение «Самолёт»:

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Упражнение «Мышонок»:

  • мышонок крадётся (дети показывают движения на цыпочках);
  • мышонок бежит (бег на месте); мышонок танцует (танцевальные движения).

Хорошо, если физминутки соответствуют особенностям урока. Например, во время математики можно предложить такие упражнения:

  • учитель называет число, а дети выполняют приседания, держась за руки, или потягиваются, поднимая руки вверх;
  • учащиеся руками показывают знаки «больше», «меньше» или «равно».

На уроках языка:

  • учитель называет слова, школьники выполняют любые действия, например, хлопают в ладоши, определяя количество слогов;
  • дети рисуют носом буквы.

Если дети на уроке долго пишут, тогда необходима гимнастика для кистей рук и глаз:

  • «Цыпленок»: показать руками как цыпленок клюет крошки;

  • «Часики»: поочередно вращать пальчиками по часовой стрелке и обратно;
  • «Фигуры»: представить круг или квадрат и обводить фигуру глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
  • Таким образом, активный отдых во время уроков укрепляет здоровье школьников, улучшает кровообращение, снимает усталость в мышцах, позвоночнике, повышает интерес ребенка к учебной деятельности.

    Источник: my-sunshine.ru