мелкая моторика

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н.Андриевской, Л.ВАнтаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой, Т.А.Ткаченко и другие) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с речевым нарушением при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук. Для развития мелкой моторики пальцев рук широко используется пальчиковая гимнастика. Надо начинать заниматься с раннего возраста, с 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с 10-ти месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Очень нравится предметная деятельность. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.

В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки или пальчиковые игры. Эти игры способствуют развитию памяти. Они обычно смешные, поэтому вызывают у детей положительные эмоции.

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила, деток кормила.

Это дала, этому дала…(5 раз)

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем поочерёдно загибают пальчики, начиная с мизинца. Другой вариант игры: Этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил – тебе ничего нет.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики обеих рук – игра «Домик». Можно использовать следующие потешки:

Этот пальчик – дедушка.

Это пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Эти упражнения выполняются в разных вариантах: начинаем загибать пальцы то на левой, то на правой руке, начинаем с мизинца или с большого пальчика.

Для тренировки пальцев рук могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребёнку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые (воспитатели, родители) сначала показывают на своих пальцах. Даются отдельные упражнения:

«Пальчики здороваются»

§ кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца;

§ упражнения на правой руке;

§ пальчики левой руки касаются пальчиков правой руки.

«Слонёнок» - средний палец выставлен вперёд (хоботок), а указательный и безымянный – ноги. «Слонёнок» шагает по столу.

Упражнения разучиваются в медленном темпе, дети повторяют его 2-3 раза, стараясь согласовать движения со словами, с ритмом и интонацией. Новые упражнения можно предлагать только тогда, когда предыдущее хорошо запомнилось детьми и правильно выполняется. Каждое упражнение отрабатывается сначала одной рукой, затем второй, потом обеими руками. Предлагать детям упражнение на протяжении того времени, пока не будет достигнут автоматизм действий. Но и после этого надо периодически возвращаться к нему (учить новые, повторяя старые упражнения).

Тексты нужно подбирать простые по структуре, интересные, сказочные, легкозапоминающиеся детьми. И, конечно, тексты, доступные, понятные для детей данного возраста («Сорока» неинтересна для детей 5-6 лет). Дальше можно объединить несколько знакомых упражнений в один комплекс (5-6 упражнений) и объединить одним игровым сюжетом – это пальчиковая гимнастика. Проводить упражнение надо регулярно, выделив 3-5 минут (в начале или в середине занятия, перед обедом, во 2-ой половине дня, во время умывания). Упражнение проводится по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, затем – показ устраняется и остается только словесная инструкция. Вначале детям бывает трудно, пальцы малоподвижны, движения неточные, темп упражнений замедленный, но в результате систематических упражнений пальчики становятся более подвижны, движения точные, темп более быстрый.

Кроме пальчиковой гимнастики детям можно предложить дидактический материал: «гремящие коробочки», «Волшебные мешочки», счетные палочки, «бусы для мамы», «мозаика», «Разрезные картинки», «Найди заплатку», «сухой бассейн». Наибольший интерес у детей вызывает работа с деревянными дощечками. Дощечка 18х18см и 25 разноцветных фигурных кнопок (мебельные гвозди), которые располагаются в 5 рядов на расстоянии 3см друг от друга, а также набор разноцветных резинок, которые натягиваются на кнопки. Такие занятия рекомендуется начинать со 2-ой младшей группы.

Дети 3-4 лет способны при помощи взрослого создавать такие изображения, как домик, флажок, квадрат, гриб, несложные узоры. Детям 4-5 лет доступно создание таких изображений как «рыбка», «машина», «кошка». В старшей и подготовительной группах дети создают сложные фигуры: «ракета», «бабочка», «бант», «орнамент». Благодаря таким занятиям у детей с речевыми нарушениями, быстрее происходит развитие восприятия формы, величины, цвета, симметрии, запоминаются цифры и буквы. По мере развития мелкой моторики отмечают и качественные изменения в речи: словарь обогащается, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе. Умение ребёнка производить точные движения пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Для письма важно, чтобы ребёнок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Эти движения будут отрабатываться в рисовании, когда ребёнок равномерно наносит элементы узора на бумажку, когда он закрашивает изображения спокойно, не торопясь, двигая карандашом туда и обратно, в каком-то одном направлении, сверху вниз, слева направо или по косой. При этом нужно обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, кисть, тогда он быстро научится держать ручку при письме. Овладение техникой письма не составит для ребёнка труда.

Ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развивается и в других видах изобразительной деятельности, например: на занятиях по лепке, аппликации. Дети лепят из глины, из пластилина по мотивам дымковских игрушек (из целого куска на тему «Птицы»), фигуры человека, животных в движении, если на дворе зима, можно лепить из снега снежки, колобки, снеговика.

В аппликации – это все занятия, на которых дети вырезают предметы из бумаги разными способами. Ребёнок приобретает навыки пользования ножницами. Педагоги отмечают, что дети, много режущие в дошкольные годы, владеющие приемами лепки и аппликации, легче обучаются письму в школе, потому что рисование и другие виды изодеятельности развивают руку ребёнка, делают её умелой, легко и свободно управляющей инструментом (ручкой), развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука-глаз, поэтому в школе такой ребёнок овладеет письмом без особого труда.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые проводят педагоги в дошкольных учреждениях, которые можно порекомендовать родителям для домашних занятий, например:

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

2. Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка – похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

4. Изготовление поделок из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов.

5. Конструирование.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

8. Завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков.

9. Всасывание пипеткой воды.

10. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

11. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

13. Все виды ручного творчества: для девочек5 – вязание, вышивание и т.д. для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

14. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнят лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, то полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

18. Графическая работа в тетрадях и альбомах.

Игры с буквами

1. «Обведи букву». Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать её.

2. «Найди букву». Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

3. «Назови букву». Взрослый предлагает ребёнку найти какую-либо букву среди букв, перечёркнутых различными способами.

4. «Допиши букву». Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать её и дописать недостающие элементы.

5. «Найди ошибку». Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

6. «Сложи букву». Взрослый предлагает ребёнку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась (карточка, на которой написана знакомая ребёнку буква, разрезана на несколько частей).

7. «Выложи букву». Взрослый предлагает ребёнку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счётных палочек и толстых ниток.

8. «Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребёнку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать её определённым образом или закрасить.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. Именно в песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребёнка, поэтому перенос традиционных и обучающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект. О таком эффекте можно говорить не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития. Принцип «терапии с песком» был предложен Карлом Густовом Юнгом – замечательным психотерапевтом. Однако до недавнего времени уникальные возможности песка мало использовались. Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т.д.

3. Реальное «проживание», проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало: любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола – покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор возьмём в игру.

Подобно Богу мы создаём свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Для одного ребёнка или малой группы (3-4 человека) его размер 50х70х8см. Внутренняя часть окрашивается в голубой или синий цвет. Дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.

2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

3. Коллекция фигурок высотой не более 8см.

Игровые занятия начинают с игр на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук «чувствительные ладошки»:

1. «Отпечатки наших рук». На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, вдавив её. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я ощущаю прохладу, маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Провести пальчиковую гимнастику:

- «скользить» ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки);

- те же движения, поставив ладонь на ребро;

- отпечатки ладоней, кулачков, всевозможные причудливые узоры (предметы, животные);

- пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными);

- поиграть на «пианино».

2. Игры: «Что (кто) не спряталось в песке?», «Чудесный мешочек», «Секретик». можно закопать игрушки, ребёнок угадывает, что же было в песке. «Засекречивать» можно и буквы, и цифры, и геометрические фигуры. Отгадки можно написать буквами на песке.

3. «Путешествие к звукам». например: «Путешествие в страну «А».

Есть прекрасная страна, где принцессу зовут «А» (буква).

В реке плещутся А-кулы.

(создаётся в песочнице река, и помещаются рыбы)

А-исты в садах живут.

(создаётся сад из деревьев и птица)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут.

(в песочнице изображаются растения) и т.д.

4. «Песочная грамота». Дети создают на песке слоги, слова, фразы, стихотворные строки, вставить или дописать пропущенные слова. Сначала писать пальчиком, а потом палочкой. Аналогичные игры можно провести с цифрами.

Работая с песком, дети испытывают радость, воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъём. Сколько у них выдумки и фантазии! Во время игр с песком у детей развивается мелкая моторика, речь, психические процессы, а отсюда и познавательная деятельность.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В нашем детском саду успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с коррекционно—логопедической работой и лечебно-оздоровительной работой.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой самооздоровления, существующей в настоящее время. «Су» по-корейски-кисть, «джок»-стопа. СУ-ДЖОК разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку метода СУ-ДЖОК.

Использование су-джок массажёров «Чудо-валик» массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматичекских категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений в домашних условиях. Рассмотрим некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Автоматизация звуков

1. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ш).

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,

(на большой палец)

Этот малыш-Ванюша,

(указательный)

Этот малыш-Алёша,

Источник: 74330s010.caduk.ru