Логопедическая гимнастика для детей

Когда лепечет маленький ребенок, мы умиляемся как забавно звучит его речь. Но со временем, лепет переходит в неправильное словообразование, с искаженным произношением согласных или пропуском гласных звуков. Все эти «прелести» начинают беспокоить озадаченных родителей, а педиатры советуют использовать логопедические упражнения для детей. Но всегда ли помогают такие занятия и как их правильно проводить?

Как изменить неправильное произношение ребенка?

С детства ребенок знакомится с разными врачами, логопед также обязателен в этом списке. При каждом дошкольном учреждении, в ясельной группе, присутствует логопед, так как именно в этом возрасте окончательно формируется речь ребенка. Если по каким-то причинам малыш не посещает ясли-сад, или Вы сомневаетесь в компетентности местного логопеда, можно обратиться на консультацию в районную или в частную поликлинику.

Самым первым делом, врач диагностирует причину речевого дефекта и устанавливает причинно-следственную связь. При необходимости, передает ребенка специалистам узкого профиля (психотерапевту, невропатологу) для устранения первопричины. Затем следует ряд логопедических процедур. Эти занятия различаются в зависимости от того, какие звуки не может произнести ваш малыш, от возраста ребенка и от других, не менее важных особенностей.

Основная причина неправильно поставленной речи

Причина плохого произношения звуков - неправильно развитая уздечка (язык не может доставать до верхнего неба). Исправлять этот дефект стоит, либо логопедическими упражнениями с массажем области шей и лица, либо, в крайнем случае, подрезанием самой уздечки. Все тонкости в данном вопросе стоит обсуждать с врачом.

Помощь при заикании

Логопедические упражнения для детей при заикании уходят на второй план. Причины заикания у детей кроются в психологическом дискомфорте. Малейшее изменение в семейной обстановке или в детском саду– это стресс для маленького ребенка. Родился младший братик, заболела и умерла кошка, посещение детского сада – все это может отразиться на психоэмоциональном уровне, и как результат появляется нечеткая речь, заикание, проглатывание звуков, повторение слогов.

При речевых дефектах, связанных с нервным стрессом. первым делом обращаются к невропатологу. Этот специалист поможет подобрать препарат для восстановления нервной системы, посоветует маме другие существующие релаксационные методы.

Врач психолог. в этом случае, может вести диалоги с ребенком направленные на устойчивое отношение к происходящему, подсказывая малышу как реагировать в трудных для него ситуациях. На занятиях с психологом должна присутствовать мама, с ней тоже поддерживается диалог, направленный на взаимодействие с ребенком. По сути, психолог приучает маму к общению с малышом, для нахождения благоприятных для психики эмоций.

Логопедические упражнения для детей при заикании – это повторение слогов, затем пословиц, скороговорок, подобранных с учетом индивидуальных особенностей малыша. Очень хорошо помогает восстановлению речи чтение стихов, пение веселых детских песенок. Пускай ребенок как бы пропевает каждое слово вместе с мамой. Полезно слушать песенки для запоминания, исполняя потом их по желанию.

Также прописывается логопедический массаж для расслабления мышц шеи, лица, плеч. Это и классический массаж при помощи рук, и массаж с вибромассажерами - точечный массаж. Классический массаж лучше доверить профессиональному массажисту или хорошо обученному логопеду. При таком виде терапии, осуществляется разглаживание в медленном темпе по массажным линиям. Вибрационные методики с точечным массажем необходимы для расслабления губ и языка. Мышцы шеи расслабляются при пассивных поворотах головы по направлению вправо-влево и вперед-назад, при этом также расслабляется и корень языка.

Используя для лечения массаж вместе с артикуляционными упражнениями, достигается наибольший эффект. Логопедические упражнения для детей полезны при дефектах речи, связанных с проглатыванием звуков.

Как помочь ребенку, «глотающему» некоторые звуки

Обратившись в государственную или в частную клинику, с малышом поговорит логопед и выяснит, с чем связан дефект речи. Первыми словами малыш радует родителей в период с 9 и до 18 месяцев. К двум, трем годам ребенок имеет уже достаточный словарный запас, но у каждого ребенка развитие набирает свой индивидуальный темп.

Запоздалое формирование речи, ее затруднения и невнятное произношение могут означать наличие дефектов строения речевого аппарата и его органов. К ним относятся короткая уздечка языка, ослабление мышц (парезы), неправильные прикусы, неправильное восприятие фонематического слуха, мешающего произношению правильных звуков.

Если родители обладают дефектом речи?

Очень часто страдает дикция у детей, выросших в окружении людей, неправильно выговаривавших слова. Логопедические упражнения для детей, чья мама в силу каких-либо причин имеет дефект речи, особо значимы. Занятия строятся на произношении с логопедом скороговорок, частушек, заучивание стихов и проговаривании слов. Для таких деток очень важно общаться вне дома со взрослыми: это может быть воспитатель в детском саду, бабушка или дедушка.

Логопедические упражнения для детей: буква Р

Одним из самых распространенных изъянов речи у детей является произношение звука «Р». Задача постановки правильного и беглого звучания буквы «Р» довольно сложна для родителей, но вполне решаема при частых методических занятиях с логопедом.

Обычно родители начинают обращаться к специалисту, когда ребенку уже 5 лет и тот не может произнести «Р». Но на самом деле, тревогу нужно поднимать гораздо раньше, так как вырабатывается привыкание к своей неправильной речи, да и выяснение причин, по которым происходит такое картавое произношение, будет полезным в 2-3 года.

Логопедические занятия для детей с таким речевым дефектом можно проводить и дома с мамой или бабушкой, главное изучить весь комплекс упражнений и уяснить плавную последовательность перехода одного этапа занятий в другой.

Занятия нужно проводить ежедневно и желательно в одно время, затрачивая на них в среднем по полчаса. Конечный же срок по освоению звука «Р» может быть, как год, так и два, так что нужно будет набраться терпения и не ожидать очень быстрого результата – каждому свое.

Все этапы – это задача научиться произносить звук сначала в отдельных слогах или складах (по Зайцеву), затем добиться правильного звука в словах, и потом переходить к произношению «Р» в обыденной речи, в скороговорках и предложениях. Ни в коем случае нельзя преступать к следующему этапу, если не усвоен предыдущий, этим можно вернуться к тому же состоянию, в котором ребенок пребывал до начала занятий.

Источник: www.kinderhouse.ru