Перспективный план по развитию мышления у детей 6 - 7 лет при решении логических задач и упражнений

Логические игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.

Успешное развитие мышления старших дошкольников при решении логических задач и упражнений возможно лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов: логических игр, разработанных А.А. Столяром, различных головоломок, игр «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Сложи узор» и других. Например, игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Даже если ребенок не станет непременным победителем олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.-2-е изд. дораб.- М. Просвещение, 1988.- 192 с.

Михайлова З.А. Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.- СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 128 с.

Развитие мышления. Старшая группа. Разработки занятий. / Автор-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Упражнения на развитие наглядно-образного, словесно-логического и абстрактного мышления.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных мыслительных операций с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 — 6 лет) доступен именно такой тип  мышления. Они еще не  способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому наши усилия должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы,  т.е. визуализировать.

Примерно в возрасте 6 — 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления — словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому и как следствие формулируется умозаключение.

Попросите ребёнка придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов.

Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.

Это упражнение так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических и пространственных представлений.

Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или фигуры) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.

После расположения фигур спросите ребенка: «Какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?» Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Принимая подготовишек в первый класс, я заметила, что немало карапузов умеют читать и неплохо пишут печатными буквами. Немало деток и пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики.

Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций мышления. Поэтому для занятий с малышом подбирайте разнонаправленные упражнения.

Я приведу всего лишь список тех упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления. А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии.

Развитие логического мышления младших школьников_67364

Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять – пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, они на ты с компьютером и др. новейшими устройствами, общаются в соц. сетях. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько модифицированного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей – это то же самое мышление шестилеток и семилеток, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой же стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, всё видевшего, всё знающего человека.

Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретает большое значение. Поскольку самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет на индивидуальное самоопределение ребенка.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение имеет дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно логического теоретического мышления.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные

В новых Федеральных образовательных стандартах образования второго поколения сказано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Необходимость развития логического мышления понимаем не только мы, учителя, но и современные родители- непосредственные заказчики образовательных услуг .

К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

- содействовать развитию любознательности, эмоционально-познавательного начала в процессе овладения новыми знаниями;

Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые я использую на уроках.

Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.

Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Предполагаемые задания давались ученикам на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении.

Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки:

Геометрические задачи 1.     Царица Математика очень любит из спичек делать головоломки. Она принесла спички и сказала:”Дружок! Тебе дана фигура из 5-ти квадратов: 4-х маленьких и одного большого. Надо убрать несколько спичек так, чтобы осталось 2 квадрата (любого размера)”. Как ты думаешь, сколько, самое маленькое, надо убрать спичек, чтобы вместо пяти квадратов стало два? (2 спички нужно будет убрать).

приемы, помогающие значительно облегчить процесс вычисления, важно показать учащимся красоту и изящество устных вычислений.

Некоторые из таких приемов не предусмотрены программой начальной школы, а между тем детей довольно легко подвести к Ознакомлению с ними

Детьми я часто использую дидактические игры. В играх ребенок проявляет инициативность и развивает находчивость, приучается к труду, к точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий. В игра развивается и укрепляется товарищеской солидарности, честность

Уроке развивает познавательный Интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Игра « Составь круговые примеры»

Аналитические задачи требуют сделать определенное умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений. Предлагаемые задачи делятся на три типа по структуре и алгоритму решения:

2) ко второму типу относятся сюжетно-логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта

3) к третьему типу относятся сюжетно-логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями.

Три девочки — Аня, Катя и Марина — занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек, чем занимается?

Эта задача отличается числом признаков и требует более детального рассмотрения логических взаимосвязей. Наиболее удобным вариантом решения задач такого типа, является построение таблицы, в которой учитывались бы все возможные варианты («логического квадрата»), и занесение в эту таблицу на основании имеющихся признаков знаков утверждения (+) и отрицания (-).

Следует отметить, что аналитические задачи очень привлекательны своим интересным, занимательным содержанием. В своем кругу дети называют их «сообразилками».

Опыт работы по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. и во внеурочное время показал, что,практически, все учащиеся моего класса, показывали устойчивые результаты обучения. Результаты проведённых диагностик, оценивающих уровень развития логического мышления представлены на диаграммах:

Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения как со стороны учащихся, так и с моей стороны.

Представление своего опыта работы хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Страшная опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

Источник: iamtiptop.ru