Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы. Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе. Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.

Поскольку объём восприятия у таких детей снижен, а внимание рассеянное, предлагаемые занятия проходят в форме игры в сказку.

Задача:

научить ребенка с психофизической недостатком воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим, конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения, ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

Оборудование:

карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния ; бумага; карандаши; пушистые игрушки (птичка, волк, кот) детская посуда; «Волшебная» коробка; рисунки с изображением машины, бабочек.

Ход занятия

- Дети, где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. Далеко нам придется добираться, поэтому поедем на машине. Кто умеет водить машину? Ведь мы едем в сказку, где происходят разные чудеса. Вот они начались: сейчас мы все превращаемся в водителей.

Логоритмических упражнение «Мы - водители»

- Мы едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем. Внимательно смотрим в даль. Дворники стирают капли. Вправо - влево. Без воды! Водители мы - хоть куда!

Детишки под эти слова должны имитировать действия - руками, туловищем.

Игра «Слушай внимательно»

- Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.

Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

Игра «Магазин посуды»

- Наш путь привёл нас к сказочной лавке.

Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку. Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева». Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

Игра «За что меня можно любить?»

- Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

Игра «Придумай себе имя»

- Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.

Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

Игра «Создай свой танец»

- Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.

Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого - либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше - другие участники.

Игра «Улыбка»

Дети, мы весело путешествовали с вами по сказочной стране. А теперь давайте представим себе, что вы очень счастливы! Почувствуйте, как ваша улыбка несется из сердца и поднимается, касается ваших губ. Вы улыбаетесь! Хорошего вам настроения!

Как видите, ничего сложного в таких занятиях нет, но именно такими маленьким шажками, но неуклонно нужно продвигаться к цели - развитию познавательных способностей и интересов, речи, эмоций, а в конечном счёте - интеллектуальному и социальному развитию умственно отсталого ребёнка.

Источник: s-mind.ru