Развитие речи у ребенка пятого года жизни.

Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru. то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи". Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя. Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде "У лукоморья дуб зеленый. " или "Как ныне сбирается вещий Олег. " Но. Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой. Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками. И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Мы уже говорили о названиях профессий (см. Развитие речи у ребенка четвертого года жизни ). Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.

Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к "стюардессе", "вагоновожатому", "кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: "Работает".), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.

Часто ребенок любит играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.

Хочу я стать врачом. Зубным.

И улыбаться всем больным.

- Не дергайся, голубчик,

Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.

Но за прилавком - не грубить.

- Пройдите, бабушка, вперед,

А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.

Девчонкам косы отхвачу

И сделаю им стрижку

Под плюшевого мишку.

(Я. Аким)

Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.

Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.

- Прокатись.

- Учимся штриховать.

- Дорисуй.

- Раскрась.

- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе. (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый. (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости. (не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек. (отломил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту. (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек. (не нашли)

(Д. Хармс)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,

Хочет он на нас. (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в. (пасть).

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало. (ясно).

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою. (булку).

(Д. Хармс)

Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что. почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.

Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета. Вы достаете из сумки, например, тарелку и спрашиваете, для чего она нужна? Малыш дает несколько объяснений, называя функции тарелки. Иногда ребенок даже сообщает, какие бывают тарелки. Один мальчик, отвечая на данный вопрос, так и заявил: "У нас тарелки есть большие и маленькие, они на кухне в шкафу. А еще есть в большой комнате, за стеклом, но их мама не дает, она говорит: "Этих даже не касайтесь, перебьете сразу, потому что вам всем наплевать, что они немецкие".

Заготовьте вопросы и картинки (с картинками всегда легче!):

- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?

- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?

- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?

- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?

- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?

- Покажи, в чем варят суп. Как это называется?

- Покажи, чем чистят ботинки. Как это называется?

- Покажи, на чем жарят котлеты. Как это называется?

- Покажи, во что складывают продукты. Как это называется?

Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: "белая", "блестящая", "широкая" и т. д. В случае явных затруднений помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: "А она тебе нравится? Почему?"

Ложка какая? (Большая)

Стол какой? (Деревянный)

Лопата какая? (Тяжелая)

Ваза какая? (Хрустальная)

Диван какой? (Мягкий)

Ковер какой? (Красивый)

Ведро какое? (Грязное)

Стулья какие? (Маленькие).

Вариантом этого задания служит "Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: "Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Однако внимание уделяется не только прилагательным. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:

Источник: adalin.mospsy.ru