Профилактика заболеваний рук пианиста

Уроки музыки, уроки гитары, уроки вокала, уроки фортепиано, учитель музыки, преподаватель, репетитор, обучение: http://uroki-music.ru

Автор: Анна Мироненко

Добавлено: 2011-11-10 15:42:22

[Версия для печати]

К сожалению, профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная - это неправильная работа пианистического аппарата.

Зажатость аппарата – это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина, поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль – все это причины, которые вызовут в будущем заболевание рук.

Для того чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, давайте разберемся немножко в его анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в Вашей работе. Многие педагоги локализируют кисть, заставляя остальную часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а так же все это поддерживают мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Вы должны ощущать «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони Вы должны руководиться принципом естественности – нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены. Играет не ноготь, а мякоть подушечки.

Для профилактики профзаболеваний рук существует специальная гимнастика – до игры и за инструментом. Ее автор Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская сама страдала заболеванием рук вследствие неправильной работы пианистического аппарата. Решение этой проблемы привело ее на лекции профессора по анатомии и физиологии человека Ивана Ивановича Крыжановсого. На основе этих лекций А. А. Шмидт-Шкловская создала гимнастику, благодаря которой излечилась сама и спасла музыкальное будущее многих пианистов.

Далее я привожу гимнастику А. А. Шмидт-Шкловской, которая предшествует занятию.

ГИМНАСТИКА

Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений. Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей

игрового аппарата.

1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

2. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи. Следите за осанкой.

3. Дыхательное упражнение. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание, особенно в кульмннациях. Условие нормального дыхания — хорошая осанка.

Не поднимая плечи, сделайте глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом и грудная клстка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы — снова вдох. Выполняйте это упражнение, считая про себя.

4. Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) – «погрозите» ими. Упражнение помогает почувствовать «включенность» рук и всего корпуса. При выполнении упражнений 5 и 6 важно почувствовать поддержку поясницы и нижних мышц. Несколько выпрямленные руки держите при этом слегка отставленными от корпуса. Их «верх» не должен ощущаться. Плечи не поднимайте.

5. Держите перед собой первым – вторым пальцами воображаемое полотенце. Руки легкие, покоящиеся на «подставке»; локоть слегка закругленный. Поворачивайтесь на «стержне» вправо и влево.

6. Смена уровня опоры рук («три этажа»). Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на крышку рояля. «Два» — руки на пюпитре, «три» — опять на крышке, «четыре» — на коленях. Все движения выполняйте просто и естественно. При подъеме рук локти не опускать.

С помощью упражнений 7—9 вы почувствуете всю руку от корпуса до кончика пальца как единый рычаг, работающий «от плеча».

7. Рисуйте в воздухе любые закругленные линии поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»).

8. Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимайте плечи. Руки собранные, легкие.

9. Повороты вытянутых вперед рук ладонями вверх — ребром — ладонями вниз. При поворотах рук вокруг продольной оси хорошо ощущается работа мышц плечевой кости.

10. Активная супинация и пронация. Супинация и пронация — повороты предплечья вокруг продольной оси (супинация — поворот в сторону пятого пальца, пронация — в сторону первого). Вместе с предплечьем поворачивается и кисть. Супинацию и пронацию может совершать и вся рука. Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. Супинацией и пронацией — боковыми движениями, вращениями — пианист пользуется при игре арпеджий, трелей, тремоло, фигураций.

11. Супинация и пронация свободно опущенных рук. Такие движения, особенно супинационный поворот, хорошо освобождают руки.

Следующие упражнения помогают почувствовать правильную работу пальцев и укрепляют мышцы, участвующие в ней.

12. Упражнения с мячом. При их выполнении следите за осанкой. Рука работает «из корпуса», линия ее слегка закругленная. Плечо и предплечье ощущайте как продолжение ладони.

а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.

б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге.

в) Отпускайте мяч и сразу же подхватывайте его той же рукой, не давая упасть (рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибайте. Мяч схватывайте ловко, легко.

г) То же, но отпускать мяч одной рукой, ловить — другой.

Координируйте движения с ритмом. Упражнения можно выполнять под музыку.

Упражнения с мячом воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, в особенности сгибатели основных фаланг.

13. Упражнение для укрепления ладонных сгибателей пальцев. Исходное положение ладонь на опоре, рука вытянута. Проминайте ладонь, опираясь на нижнюю (ладонную) поверхность второго - пятого пальцев и отталкивайтесь пальцами от опоры пружинящими движениями. После отталкивания пальцы собираются. Ни в коем случае не поднимайте запястье вверх, чувствуйте ладонь как продолжение предплечья, а пальцы как продолжение ладони.

Проминание не преувеличивайте – пружинят, главным образом, пальцы. Первый палец при выполнении упражнения не опускайте вниз, не натягивайте и не прижимайте к ладони. Ощущайте его как бы в одной плоскости с ней.

Работу «целого» пальца «из ладони» вы можете почувствовать в следующих упражнениях.

14. Свободно, без усилий «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони». Это же почувствуете и в следующем упражнении.

15. «Иди ко мне». Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме первого) по два раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах. Выполняйте упражнение без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.

Упражнения 16—18 дают ощущения подвижности и легкости пальцев.

16 а. Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, подобно тому, как машут, прощаясь, дети.

16 б. Подготовительное упражнение к репетициям. Вибрационное движение пальцев на вытянутых руках. Вибрация отдается по всей руке в корпус. Вытянутые вперед руки поддерживаются «подставкой» и спиной. Плечи не поднимайте. Амплитуда движений минимальная. Кисть ощущайте продолжением предплечья.

Вибрация способствует наиболее полному освобождению руки от любых зажатий и спазм и является основой репетиционной техники.

Разгибатели труднее поддаются тренировке, чем сгибатели. Укрепление их достигается с помощью упражнений, «открывающих» пальцы и ладонь (лучше всего ладонь открывается щелчком).

17. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте» их (как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). Рука легкая (она тоже может «взлетать» вместе с пальцами). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Избегайте натяжения разгибателей на тыле кисти, чувствуйте ладонь, которая раскрывается полностью. В работе участвуют только пальцы, кисть не сгибать и не разгибать.

Упражнение легче делать на коленях, как бы сбрасывая с них воображаемые соринки. При его выполнении хорошо ощущается расчлененность пальцев.

18. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами и затем быстрое обратное движение к себе – пальцы естественно собираются, как бы подметая и легко схватывая какой-нибудь невесомый предмет. Кисть в работе не участвует. Ладонь широкая.

19. Подготовительное упражнение к разделу «Растяжение». Положив руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, как бы разглаживая платье. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом полностью соприкасается с материей — трение о материю помогает ощутить ее расширение и сужение.

20. Веерообразное раскрытие пальцев в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым. Выполняйте упражнение только пальцами, не вращая кисть в лучезапястном суставе, или круговыми разводящими движениями рук, которые ощущаются как единое целое.

21. Круговые движения первого пальца. Следите, чтобы палец работал легко, без натяжения, а мышцы между основанием первого – второго пальцев оставались мягкими. Палец в суставе не сгибайте и не напрягайте кисть.

22. Упражнение для ощущения кончиков пальца: а) «катайте» воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами;

б) слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к первому, как бы прощупывая их.

23. Упражнение для ощущения контакта ладони с клавиатурой. Гладить ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.

24. Упражнение для нахождения правильной опоры. Сядьте боком к клавиатуре или к столу, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку рояля (или на стол). Полулежа, опирайтесь на плечо ( имеется в виду плечевая кость). Постепенно приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, с предплечья в ладонь и ладонную поверхность пальцев (как бы встать на пальцы). Таким образом, все части руки естественно включаются друг в друга, и звук «переливается» из спины в кончик пальца. Сами пальцы при этом как бы упираются в середину широкой ладони. «Широким» ощущается и запястье – оно несколько ниже, чем «свод». Очень важно, чтобы оно было способно мягко «рессорить» при нажиме на него сверху.

Проверьте устойчивость опоры — сохраняя ее, вся рука от кончика пальца до корпуса должна пружинить.

Чтобы почувствовать упругость руки, полезно проделать следующее упражнение.

25. Исходное положение то же, что и для упражнения 1З. Опираясь на ладонную поверхность пальцев, дайте руке свободно пружинить. Можно опираться и на всю ладонь — в этом случае вы почувствуете, как она выдерживает вес руки.

Следующие упражнения освобождают руки (вес которых «передается» в ладонь).

26. Похлопывание ладонью по крышке рояля, закрывающей пюпитр, в разных ее местах. Выполняйте упражнения всей рукой, не сгибая ее в локте. Упражнение активизирует мышцы плеча (плечевой кости). Оно помогает также почувствовать опору на ладонь, и его полезно чередовать с упражнением 24.

Хлопать по крышке можно с разной степенью силы - и слегка, и со всего размаха. Можно также похлопывать поочередно то ладонью, то тыльной стороной кисти, чтобы работали мышцы предплечья и еще лучше освобождались руки.

27. Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом руками круг перед собой. Ладони держите близко друг к другу; плечи и руки совершенно свободные. Кисть и предплечье составляют единое целое.

Упражнение подготавливает естественное исполнение стаккато, а также октавного и секстового вибрато.

28. Дуговые переносы рук на крышке, закрывающей клавиатуру (подготовительное упражнение к «Дуговым движениям»). Переносите руки по дуге от середины крышки к самым ее краям. Хорошо чувствуйте спину и нижние мышцы рук. Руки кладите на ладони, чувствуя передачу их веса в крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений.

Положение руки «на подставке» (на нижних мышцах) не является единственно возможным во всех случаях. Иногда требуется использовать весь свободный вес руки – тогда она всей своей тяжестью висит на цепком кончике.

29. Зацепитесь за крышку, закрывающую клавиатуру, кончиками пальцев (одной мякотью подушечек, не скрючивая фаланги) и держась на них, почувствуйте свободное провисание рук. Раскачайте руку во все стороны. Пальцы не фиксировать.

Чтобы убедиться в том, что цепкий кончик способен выдержать вес руки, можно предложить ученику зацепиться кончиками пальцев за такие же цепкие кончики пальцев педагога и раскачать этот сцепленный «висячий мост».

30. Упражнения для ног. Точность и тонкость педализации во многом зависят от свободного состояния ноги и положения стопы на педали. От давления напряженной ногой педаль опускается слишком глубоко и, следовательно, поздно и не до конца снимается, педализации становится грязной. Чтобы этого не произошло, необходимо твердо опираться на пятку, оставляя стопу и колено свободными. Прикасаться к педали лучше не пальцами (тогда нога может сорваться с педали, чтобы удержать ее, приходится ее напрягать), а частью стопы между серединой и основаниями пальцев (ближе к последним).

Чтобы не стучать о педаль, нога должна как бы слиться с ней и работать не отрываясь от нее.

Опора на пятку, полная свобода ноги и правильное прикосновение позволяют легко, бесшумно и с большой точностью опускать педаль как угодно мало и как угодно часто. Проделайте упражнения:

а) свободно отклоняйте колено в стороны, опираясь на пятку;

б) легко вибрируйте стопой;

в) вращайте стопу вокруг педали;

г) поворачивайте стопу вправо и влево.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://uroki-music.ru обязательна.

Источник: uroki-music.ru