Оздоровительные упражнения для детей

Рассмотрим некоторые оздоровительные упражнения для детей. Дети не могут и не должны подолгу сидеть без движений, поэтому спокойные игры, занятия рисованием и лепкой, которые требуют большой сосредоточенности, нужно чередовать с какими-либо подвижными играми: например, порисовали, потом покатались на велосипеде и - опять рисовать или играть за столом.

В этом возрасте ребенку можно купить трехколесный велосипед, педальную машину. Они развивают и укрепляют мышцы ног. К тому же ребенок учится производить одновременно несколько действий: крутить педали и поворачивать руль. Улучшается ориентация в пространстве.

Даже подвижному и активному ребенку нужны дополнительные оздоровительные упражнения для детей. Существует много причин для этого, например:

• у детей часто формируются нарушения осанки, плоскостопие, сколиоз, особенно когда они больше времени начинают проводить за столом, рисуя, читая, занимаясь лепкой, настольными играми. Чтобы предотвратить это, необходима тренировка определенных групп мышц для создания мышечного корсета;

• специальные упражнения развивают у ребенка выносливость и координацию движений, он становится более ловким;

• физические упражнения - это способ сменить вид деятельности, возможность получить новый положительный эмоциональный заряд;

• физические упражнения - это возможность ощутить внимание любимых людей, опыт совместной деятельности с взрослым. Особенно хорошо, если с ребенком этим занимается отец;

• похвала взрослого способствует развитию у малыша чувства успешности и собственной значимости, необходимого для формирования его личности;

• ребенок в дальнейшем будет охотно участвовать в любых физкультурных мероприятиях.

К сожалению, немногие родители занимаются с детьми гимнастикой.

Нередко причиной того, что малыш оказывается без необходимых для его физического развития упражнений, оказывается. отсутствие фантазии у родителей. Применимые для более старших детей упражнения под стандартные «раз, два, три, четыре» для маленького ребенка непонятны и неинтересны, а придумать что-то оригинальное, в форме игры, удается далеко не всем.

Одним из самых важных моментов является правильный подбор упражнений с учетом возраста и развития детей. В занятия с более старшими детьми включается большее число упражнений; повышается темп выполнения движений и частота повторений. Важна правильная дозировка упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинайте с минимальной дозировки и всегда следите за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся.

Необходимо следить за тем, чтобы распределение нагрузки на все части тела было равномерным, то есть надо следить за сменой движений рук, ног и туловища. Начинать занятия надо с легких упражнений, постепенно переходить к более сложным, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. После наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы для отдыха по 30-40 секунд. Нужно также менять исходные положения, из которых производятся упражнения: сидя, стоя, лежа на спине и животе, так как дети устают, если длительное время находятся в одном положении.

Очень полезно включать упражнения с предметами.- флажками, палками, мячами, скамейками, лестницами и т. п. Однако при этом следует проверять, соответствуют ли они по размеру и весу возрасту и физическому развитию ребенка. Хороши также упражнения, состоящие из разнообразных подражательных движений, которые развивают творческую фантазию ребенка. Они интересны детям и мало утомительны. Упражнения в форме различных игр увлекают детей и вызывают у них положительные эмоции. Если упражнения интересны детям, они с удовольствием будут их выполнять.

Перед каждым упражнением объясняйте ребенку последовательность движений. Делайте это четким, бодрым голосом. Объяснение должно быть очень кратким, так как внимание у маленьких детей неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на длительном объяснении. Чаще показывайте, как надо выполнять упражнение. Демонстрировать нужно «зеркальным» способом, то есть стоя напротив ребенка.- например, поднимать правую руку, если он должен поднять левую, и наоборот.

Старайтесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок уже по первым словам знал, что ему делать. Учитывая, что координация движений у дошкольников еще не совершенна, не требуйте от них абсолютно правильного выполнения упражнений. Важны основные элементы движений.

Очень полезно каждую неделю вводить в комплекс новые упражнения, являющиеся вариантами ранее выполнявшихся. Например, можно наклоняться вперед, назад, в стороны; приседать на одной ноге, на двух; ходить на носках, пятках, наружных сторонах стоп и т. д. Но полностью заменять комплекс следует лишь раз в месяц.

Если ребенок плохо себя чувствует, надо прекратить занятия гимнастикой, пока не будет выяснена причина недомогания. Если ребенок заболел, то возобновлять занятия можно не ранее чем через 1 - 1,5 месяца после выздоровления, причем начинать надо с незначительной нагрузки и повышать ее постепенно.

При насморке, протекающем у ребенка без температуры, при общем удовлетворительном состоянии прекращать занятия не требуется. Надо только исключить все трудные, сложные упражнения, уменьшить число повторений каждого из них.

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для детей до года она не должна превышать 7-8 минут; для трехлетних - 15-18 минут.

Число повторений каждого упражнения также зависит от возраста ребенка и от сложности упражнения и колеблется от 1-2 до 8- 10 раз.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Выполняя утром сразу после сна несложный комплекс гимнастических упражнений, ребенок получает заряд бодрости на целый день. Эти занятия улучшают деятельность всех органов и систем организма, способствуют развитию двигательных навыков, укреплению мышц, формированию правильной осанки, в определенной степени регулируют функции дыхания и кровообращения. Утреннюю зарядку следует проводить с малышом ежедневно перед завтраком в одно и то же время. Продолжительность зарядки для ребенка двух-трех лет - 4-6 минут.

В комплекс утренней гимнастики включаются 6-8 упражнений для всех групп мышц. Количество их повторений зависит от характера упражнений. Если они вовлекают в работу большие группы мышц (например, наклоны туловища, приседания), их повторяют при возрасте два-три года 2-3 раза. Общеразвивающие упражнения для рук и ног повторяются 4-6 раз.

Оздоровительные упражнения для детей. Любой комплекс упражнений должен начинаться с разминки - это обычно серия небольших движений, разминающих тело сверху вниз; сначала мышцы шеи, затем - плечевого пояса, рук, ног, поясницы. Затем - несколько основных упражнений, построенных по тому же принципу, что и разминка, то есть сверху вниз. В завершение - упражнения, позволяющие нормализовать дыхание и пульс. Это обычно ходьба - она успокаивает дыхание, выравнивает работу сердца и приводит организм в обычное спокойное состояние.

С двух-трехлетними детьми зарядка может проводиться в виде подвижной игры, включающей 3-4 простейших имитационных движения (например, «как мы растем», «деревья качаются» и т. д.).

Когда ребенок научится выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики правильно и четко, замените их другими. Делайте это и в том случае, если ребенок теряет интерес к утренней гимнастике. Только заменяйте не сразу все упражнения, иначе снизится качество их выполнения.

В холодное время года зарядку надо делать при открытой форточке или фрамуге, а в теплое - желательно на открытом воздухе. Одет ребенок должен быть так, как и при других видах физических занятий.

Источник: www.ufachildren.ru