Упражнения для развития тонкой моторики

Учёные, которые изучают детскую психику, отмечают, что уровень развития мышления и речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то интеллектуальное и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и интеллектуальное, и речевое развитие. При ряде нарушений развития мышления и речи отмечаются, выраженные в разной степени, отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития тонкой моторики - один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Дети, имеющие высокий уровень развития тонкой моторики, умеют логически рассуждать, у них хорошо развиты познавательные процессы.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. А так как центр движений пальцами и центр речи находятся в коре головного мозга по соседству, то движения мелких мышц пальцев способствуют развитию речевой функции и, в конечном счёте, развитию интеллекта. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт можно использовать в работе с детьми: тренировать движения пальцев рук для того, чтобы стимулировать речевое развитие детей.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев. Однако следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, ведь от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Умение выполнять мелкие движения с предметами окончательно развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Воспитатели детских садов обратили внимание на то, что у многих современных детей отмечается общее моторное недоразвитие. Вспомните, как были одеты дети 20 лет назад и как сейчас. Раньше у всех детей была одежда с пуговицами, которую сейчас вытеснили "молнии" и липучки, обувь на шнурках, которую сейчас также заменили липучки и "молнии". Наши дети не утруждают себя завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. И все эти действия способствовали развитию ручной умелости, косвенно готовили детей к овладению письмом, позитивно влияли на умственное развитие.

Учителя начальных классов отмечают, что первоклассники испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо -это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы и мелких мышц кисти, и всей руки, и познавательной сферы, а именно, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Далее вниманию психологов, воспитателей и родителей предлагается система упражнений, которые помогут развить у детей тонкую моторику, сенсомоторную координацию, внимание, способность к ориентировке в пространстве, разовьют усидчивость. Данный материал разработан на основе упражнений Марии Монтессори, которая более ста лет назад давала своим воспитанникам некоторые предметы домашнего обихода: и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Опираясь на упражнения, которые предлагала Монтессори, мы разработали несколько серий упражнений с использованием фасоли, направленных на развитие вышеперечисленных качеств.

Описываемые ниже упражнения использовались на протяжении четырёх лет на развивающих занятиях в работе с воспитанниками детского сада №6 "Дюймовочка" компенсирующего вида города Королёва Московской области (для детей, имеющих речевые нарушения) и на коррекционных занятиях с первоклассниками общеобразовательных школ, у которых выявлена неготовность к школьному обучению (возраст воспитанников от 4 до 8 лет).

Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста детей. Регулярность проведения занятий: развивающих 1раз в неделю, коррекционных -2 раза в неделю. Длительность курса: развивающего 30 занятий, коррекционного не менее 30 (зависит от уровня подготовленности детей).

Структура развивающего занятия:
  1. Ритуал приветствия.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Упражнение из 1 серии.
  4. Дыхательное упражнение.
  5. Упражнение из 2 серии.
  6. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
  7. Физкультминутка.
  8. Упражнение из 3 серии.
  9. Упражнение на развитие памяти.
  10. Упражнение из 4 серии.
  11. Рефлексия.
  12. Ритуал прощания.

В структуру коррекционного занятия можно включать задания из любой серии (в зависимости от уровня подготовленности детей).

Как показывает практика, предложенная система упражнений наиболее полно учитывает возрастные возможности детей, способствует их развитию, обеспечивает формирование умений необходимых для успешного обучения в школе.

I серия упражнений

Оборудование: фасоль двух цветов (небольшая горсть), коробочка или маленькая тарелочка. Для выполнения упражнений 13-16, 21-24 необходимы 2 коробочки.

При выполнении всех упражнений фасоль рассыпана на столе, нужно переложить её в коробочку. Детям предлагаем игровой сюжет: Каркуша хочет кушать, для того, чтобы её накормить необходимо переложить зёрна в коробочку. Но способы перекладывания предлагаем разные на каждом занятии.
  1. Большим и указательным пальцем правой руки.
  2. Большим и указательным пальцем левой руки.
  3. Большим и указательным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  4. Большим и средним пальцем правой руки.
  5. Большим и средним пальцем левой руки.
  6. Большим и средним пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  7. Большим и безымянным пальцем правой руки.
  8. Большим и безымянным пальцем левой руки.
  9. Большим и безымянным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  10. Большим пальцем и мизинцем правой руки.
  11. Большим пальцем и мизинцем левой руки.
  12. Большим пальцем и мизинцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  13. Большим и указательным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  14. Большим и средним пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  15. Большим и безымянным пальцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  16. Большим пальцем и мизинцем. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  17. Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  18. Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  19. Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну.
  20. Мизинцами обеих рук берём по одному зерну.
  21. Указательными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  22. Средними пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  23. Безымянными пальцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  24. Мизинцами обеих рук берём по одному зерну. Фасолины белого цвета перекладываем в одну коробочку, красного- в другую.
  25. Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  26. Большим и указательным пальцем левой руки и большим и мизинцем правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  27. Большим и указательным пальцем правой руки и большим и мизинцем левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  28. Большим и средним пальцем правой руки и большим и безымянным левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  29. Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.
  30. Большим и средним пальцем левой руки и большим и безымянным правой левой руки. Правой рукой берём фасолины белого цвета и перекладываем их в одну коробочку, левой- красного в другую коробку. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

На рисунках 1 и 2 Дети выполняют упражнения 1 серии.

Рис. 1

Рис. 2

Оборудование: фасоль двух цветов уже собранная в коробочку (тарелочку), несложное изображение на листе формата А-4. При выполнении всех упражнений необходимо выложить из фасоли по контуру рисунок. Образцы изображений см. на рис.3-7.Одно и то же изображение можно использовать несколько раз, предлагая детям выкладывать фасоль сначала одного, затем другого цвета, либо чередуя зёрна по цвету в разном порядке: белая- красная, или красная- две белых; две красных- две белых и т.д.

Источник: festival.1september.ru