Речевые игры

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз­ витие пальцевой моторики подготавливает почву для по­ следующего формирования речи. Поскольку существует тес­ ная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой по­ казывают, что уровень развития речи у детей всегда нахо­ дится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей мото­ рики совпадает не всегда. Несовершенство тонкой двига­ тельной координации кистей и пальцев рук затрудняет ов­ ладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навы­ ков.

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа). которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики. Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаи модействия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. За­нятия направлены на преодоление патологических синки незий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гар­ монизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.

КОМПЛЕКС № 1

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластили на по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диаф рагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки — выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слеп ленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерз ший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик на чал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опуска ются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до мак симальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вра щения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движе ния: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправлен но), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закры вать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде веду щего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимай тесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ве тер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри—снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, при слушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за ок ном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, бие ние сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите вни мание на внешние шумы и внутренние ощущения несколь ко раз.

4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха боль шим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами

8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движе ния, аналогичные велосипеду.

9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кош ки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, впра во, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притяги вая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов ру ками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кри чите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и нога ми.

4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.

5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цо канье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.

6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запя стья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по по рядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая рас ставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрям ляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Най дите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

Источник: tiflo-logoped.ucoz.ru