Массирование (1-1,5 минуты).

Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева еще у губы. Это постукивание проводится одной рукой, тем же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

«Свечка».

Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки»

Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на

ладошку.

«Разброс» На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается все тело вместе.

«Снайпер»

То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка»

То же что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приемов без дополнительного добора

дыхания.

Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик».

Участники разбиваются на пары, один из пары - мячик, второй - насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла»накачивает» «мячик». Каждое выпрямление - вдох, каждый наклон - выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

Распределить выдох на заранее заданное количество счетов: четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно дается кратным четырем, но Е. Ласковая делает счет кратным трем. Большого значения в кратности трем или четырем я не вижу. Это упражнение я обычно сопровождаю движением руки. Пока рука движется в одну сторону, произносится одна цифра «один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону - следующая цифра (и тоже один раз непрерывным звуком).

«Егорки»

В завершении этой части занятия я обычно даю такую чистоговорку: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. » и т.д. Перед началом счета Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребенка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

«Хомячок»

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы»

Поднять правую бровь, опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

«Треугольник»

С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того чтобы звук летел как можно дальше. Для достижения этой цели я применяю такое приспособление. Ухожу в конец зала и притворяюсь глухим. При нечетком звуке ору через весь зал: «Не слышу!» Ребенок старается говорить громче. Я ему: «Не понимаю! Посылай звук в меня! Плюйся гласными!» В меня летит все более и более точный посыл.

Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывая ее вперед с разворотом ладони кверху, произносит «я». Задача- послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной».

В этом упражнении важно четкое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. За занятие я успеваю проговорить 5-6 буквосочетаний. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-

бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз v длинно. В артикуляции вся работа построена только на одинаковых звуках, а сдвоенные не используются, потому что по сути повторяются одинарные (е=й+э и т.д.)

«Парные» солгласные».

Довольно часто невнятность речи возникает из-за недостаточно четкого произнесения парных согласных. Так, вместо «т» звучит «д», вместо «г» - «к» и т.д. Поэтому тренингу на пары звуков я уделяю немало внимания. Одно из наиболее интересных упражнений, на мой взгляд, - приводимо ниже. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д - т, г - к, б п, в - ф, ж - ш, з - с.

«Сложные звукосочетания».

На эти звукосочетания надо обратить особое внимание, потому что в нынешней ситуации их количество быстро растет. Для современного школьника подчас и «Лепорелло» трудно выговариваемое слово, а уж с именем и фамилией персонажа комедии Дж.К. Джерома «Мисс Гоб мы вообще справились только благодаря этому упражнению. А имя таково: Персиваль Кингсерл. Поэтому не забывайте о труднопроизносимых звукосочетаниях.

Итак, описание упражнения. Дети стоят боков к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно ш следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло». Могут быть, наверное, и друп но я их не нашел. Ищите, может быть, вам повезет больше.

«Чистоговорки»

нет, это не описка и не оговорка. В сценической речи используются именно ЧИСТОговорки. Это же тексты, что и скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.

Вот некоторые упражнения с чистоговорками.

1. Участники стоят в кругу и по очереди вспоминают чистоговорки. Каждый по одной. Это упражнение помогает сосредоточиться при внимании к участнику большого количества людей (зала).

«Сплетня»

С помощью разных чистоговорок участники пере дают друг другу новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только там основной акцент будет сделан на новость, i здесь на четкость произнесения.

«Переброс»

Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе»

Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, зараш заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит» - как учительница русского языка, читаю

Развитие масочного звука

Вот мы и подошли к тому моменту, когда можно заняться вплотную громкостью голоса наших актеров на сцене. Ранее я рассказал, как нужно устанавливать дыхание, а теперь приведу упражнения, которые позволят вам перевести это умение в навык, затем в привычку и, наконец, в неконтролируемую манеру разговора. Это не означает, что наши ученики будут повсюду разговаривать чрезмерно громко. Нет, просто организм в нужный момент сам включит в работу аппарат резонаторов. А таких ситуаций, помимо сцены, в жизни очень много: разговор в поезде метро, необходимость кого-то окликнуть на шумной улице, выступление на собрании или митинге и т.д. И везде нужен красивый, хорошо оттэмбрированный голос с нюансами и окраской, а не безобразный ор.

«Идиотики»

Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7-8 раз. Вы можете столкнуться с тем, что ребята будут стесняться делать это упражнение. Во-первых, не больно-то эстетичное название, а во-вторых, сам вид упражнения не очень-то приятен. Я в этом случае предлагаю ребятам отвернуться друг от друга. Само это отворачивание начинает работать как упражнение на приспособление. Участникам надо спрятаться в комнате, полной людей. Постарайтесь также и в других случаях использовать неудобную ситуацию для своих целей.

«Коровка» и «Коровка бодается».

Эти два упражнения я провожу обычно как одно, потому что первое подготавливает второе, а состоят в следующем. НА правильном дыхании и на удобной средней ноте берется звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель отходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить в него. Когда и это выполнено, руководитель дает команду: «По моей руке - «идиотики». Рука быстро идет вниз-вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук наподобие «м-м-мам-м-м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня»

Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая такова. Дети сидят на полу и похлопывают ;ебя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бедрам. "[охлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно ; похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция - стоя, и при том тело согнуло в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что 1втоматически включает резонаторы.

Для закрепления масочного звука хороши следующие упражнения.

с Темная ночь»

На удобной ноте почти пропеваетсяя фраза «темная ночь». Особенно педалируются звуки «мн» и н». Во время выполнения упражнения надо следить, чтобы хотя бы звуки «мн» и «н» произносились в соответствии с правилами произнесения масочного звука.

. Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила».

то упражнение идентично предыдущему. Единственное, что изменено, - это фраза. В процессе выполнения упражнения надо проследить, чтобы оно начиналось и заканчивалось звуком «м». То естъ произносится «не любилам-м-м», а не «не любила».

«Все вы, бабы» (текстовый этюд).

На этом этюде проверяется способность участников удерживать масочный звук хотя бы в течение одного куска. Берется отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» и читается по ролям следующим образом:

Источник: www.tamada70.ru