Скачать:

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения

для детей 6-7 лет

со звуками, слогами, словами, предложениями.

Любая деятельность детей дошкольного возраста связана с речью, а, следовательно, главной задачей педагогов и родителей является работа над речью ребенка, стимулированием речевой познавательной активности, а так же совершенствованием навыков правильного звукопроизношения.

Предлагаемые вашему вниманию задания и упражнения  помогут ребенку использовать знания, полученные в детском саду, стимулировать его речь, мышление, внимание, память, мыслительные операции – анализ и синтез, учебные качества – усидчивость, целеустремленность, выдержку, доводить начатое до завершения, то есть те качества, которые необходимы будущему первокласснику.

Данные задания не требуют специальной подготовки для  родителей, но важное

здесь условие – желание  педагогов, мам и пап вместе с ребенком поиграть, пообщаться, подумать, порадоваться успеху ребенка.

    «Подбери слова на звук…»

Условие: подобрать как можно больше слов на заданный звук из любого источника – сюжетной или предметной   картинки из журнала, рекламный буклет, иллюстрация из книги), а также из окружающей обстановки.

Цель: развитие фонематического слуха, различения схожих звуков, дифференциация звуков по категории твердости и мягкости, закрепление звука в речи.

-  Найди и назови слова, которые начинаются на «С»; …на «СЬ».

2. « Назови предмет, животное и т.д»

Условие: назвать на заданный звук  предметы одной классификации:

-  Назови животных. которые начинаются на звук «С». (слон, собака, суслик),

-  Назови животных и птиц на «СЬ». (синица, сервал).

Цель: та же, как и в №1, а так же умение  классифицировать предметы, закрепление звука в речи.

    «Назови лишнее слово»  

Условие: по названным 4-5 словам – определить и назвать «лишнее» слово- которое начинается на другой звук.

-  Послушай, как звучат слова, найди 1 лишнее слово среди них: сом, сок, зонт, соль, сахар. ( «Лишнее» - зонт, так как начинается на звук «З», а остальные на звук «С».  Звук «З» - согласный, твердый, звонкий, а звук «С» - согласный, твердый, глухой.)

-  Варианты: на твердость -  мягкость. сено, сито, зима, село, сердце.( лишнее- зима, так как начинается на «ЗЬ», а другие на «СЬ» - «ЗЬ» согласный, мягкий, звонкий, а  «СЬ» - согласный, мягкий, глухой.

-  Вариант: на дифференциацию  гласного и согласного: осы, обувь, булка, облако, ослик ( лишнее – булка, так как на звук «Б», согласный, а остальные на «О» - гласный.

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация  звуков по категориям: гласный – согласный, твердый – мягкий, глухой – звонкий, закрепление звука в речи.

    «Добавь недостающий звук»

Условие:  педагог называет слова,  в которых недостает 1 или последнего звука, либо в середине слова, а ребенок называет слово с уже добавленным звуком. Можно ограничить определение слов и нужного звука в слове одной лексической тематикой («Мы будем говорить о предметах… школьных принадлежностях;  игрушках; одежде; посуде; сказочных героях; животных и т.д.)

А)  Я назову слово, а ты добавишь недостающий звук. арандаш ;

Ребенок:- « Карандаш,» - добавил звук  «К».

- Где находится этот звук? Какой  это звук? ( в начале слова, согласный, глухой, твердый)

Б)  Педагог: Кошк… (ребенок- Кошка (А).

- Какой звук добавили – «А».

- Где он находится? Какой это звук? (в конце слова, гласный).

В) Педагог:  Ча…кА – ребенок – Чашка(Ш).

- Какой звук добавили? Где он находится? (звук Ш, в середине слова)

- Какой это звук? (согласный, глухой, твердый)

Цель: развитие фонематического слуха, определение места звука в слове ( в начале, середине или конце слова), его характеристики (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

    «Что изменилось?»

Условие: по произнесенной паре  словам  определить – что изменилось – какой звук поменялся на другой и где он находится.

- Слушайте внимательно, назову слова, а вы определите, что в них изменилось:

Том - дом( звук «Т» поменялся на «Д», в начале слова), голод –холод, кот –год, сок –шок, сайка – шайка, сайка – чайка, соль – мольи т.д.

Цель: тренировка фонематического слуха, дифференциация звуков по глухости и звонкости, по определению места звука в слове.

    «Назови ударную гласную»

Условие: педагог называет слово, а ребенок называет ударную гласную.

-  Ударная гласная – это звук, который дольше произносится, как бы пропевается  сильнее.

-  Назови ударную гласную в слове: КОТ (О), РЮКЗАК (А), СОЛНЦЕ (О), МАШИНА (И).

Цель:  тренировка фонематического слуха, определение более сильно произносимого звука.

    «Назови слова»

Условие: педагог просит ребенка звать слова, которые состоят из 1,2,3,4слогов.

- Вспомни слова, которые состоят из 1 слога .(дом, ком, дверь, торт, корт, мост)

- Назови   слова из 2 слогов. (кош-ка, но-га, лу-жа).

- Назови  слова из 3 слогов. (ка-ран-даш, го-ро-док, со-ро-ка).

- Назови   слова из 4 слогов.   (о-ду-ван-чик, ко-ло-коль-чик, ко-ро-ле-ва).

Цель:  закрепление понятия «слог» как единицы слова, умение четко делить слова на слоги, мысленно определяя их количество.

    «Добавь недостающий слог»

Условие: игра проводится с мячом, дети становятся в круг, в шеренгу. Педагог

называет часть слова, бросив мяч ребенку, а последний слог нужно сказать ребенку:

- Педагог: Ли-  (ребенок) -  СА,  ко – СА, коле- СА,  рель-СЫ, бу-СЫ.

Игра необходима для закрепления звука в речи, например, звук «С».

- Педагог: - Какой звук вы  постоянно  слышите в слогах? («С»)

Так же нужно  предварительно (перед игрой) оговорить с детьми, что во всех слогах этот звук будет присутствовать.

Цель:  развитие фонематического слуха, восприятие и дифференциация слогов в слове, усвоение слоговой структуры слова.

9. «Слова-друзья»

Условие: нужно подобрать и назвать слова-предметы  (отвечающие на вопросы кто? что?), слова- действия  (что делать?) слова-признаки  (какой? какая? Какие?). (игра может проводиться с мячом, как в варианте игры №8)

Педагог: мы говорим друг другу разные слова: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, а эти слова дружат между собой, потому что  мы собираем их потом в предложения.

- Назовите слова-предметы  (можно так же ограничить задание одной лексической темой), обозначающие фрукты.(яблоко, груша, слива, банан).

- Назовите слова-действия. связанные с фруктами. ( собирать, мыть, чистить, складывать, выращивать).

- Назовите слова-признаки. связанные с фруктами.( красный, спелый, большой, гладкий, мелкий, крупный).

В данном  задании так же используем   слова-антонимы   (слова, противоположные по значению):

- «Скажи наоборот»:

-Педагог: - «Слова-признаки бывают противоположными по значению:

- Белый, а наоборот – черный ( большой - маленький, крупный – мелкий, гладкий – матовый, шероховатый, кислый – сладкий ит.д.)

- Педагог: - «Слова-действия так же бывают противоположными по значению:

Стоять – идти, бежать; плакать – смеяться; говорить – молчать; заболеть – выздороветь; откапывать – закапывать; одеваться – раздеваться, и т.д.

- Педагог: - «Слова-предметы так же бывают противоположными по значению:

- Мир – война, дружба – ссора, болезнь – здоровье, молодость – старость, труд – безделье, трусость – храбрость, зло – добро и т.д.

- «Слова-синонимы»

- Педагог. «Есть слова, которые звучат  по-разному, но имеют похожее значение – это слова-синонимы:

- красивый – или прекрасный, привлекательный,

-  хороший – добрый, замечательный и т.д.

-  плакать – рыдать, хныкать и т.д.

Цель: активизация словаря детей, дифференциация слов на слова-предметы, слова-признаки, слова-действия ( опираясь на их вопросы), закрепление понятия слов-антонимов, слов-синонимов, использование их в активной речи.

     «Собери предложение»

Условие: по заданному слову  придумать предложение,  используя слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

- Педагог: - Придумай предложение со словом-предметом. ( Ребенок: В доме живет собака.)

-  Какие слова-предметы в этом предложении? (собака, дом)

- Придумай предложение со словом-действием. ( Мама готовит обед)

- Назови слово-действие в этом предложении. (готовит)

-  Придумай предложение со словом-признаком. ( Мама приготовила вкусный обед.)

-  Назови слово-признак в предложении (вкусный).

Цель: закрепление понятий слов-предметов, признаков, действий, умение использовать их в речи при составлении предложений, формирование навыков связной речи.

    «Сломанное предложение»

Условие: педагог называет ряд слов (вразбивку), из которых дети составляют предложение.

- Педагог: составьте верное предложение: охранять, злая, дом, собака, большая. ( Большой дом охраняет злая собака.)

Цель:  закреплять навыки логического построения предложения из слов, заданных вразбивку, формирование навыков связной речи.

    «Прочитай и найди»

Условие: ребенок, прочитав текст небольшого детского произведения, должен найти:

- слова на заданный  звук (например,«Найди в тексте слова со звуком «С», «СЬ»);

-  слова-предметы, слова-признаки, слова-действия ( «Найди данные слова в рассказе);

-  слова из 1,2,3,4слогов ( пример, «Найди все слова, которые состоят из 2 слогов»).

Цель:  развитие навыков сознательного чтения, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти.

Источник: nsportal.ru