Речевые игры для детей 5 - 9 лет

Речевые игры для детей 5 - 9 лет. Методическая разработка

Роль речевых игр в музыкальном развитии ребёнка

Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель

Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области

Цель: развитие музыкально - речевого творчества детей.

1.Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат, свойства голоса ( высота, темп, динамика, ритм);

2.Оздоровительные: развивать мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение);

3.Образовательные: обучать речевым, певческим навыкам;

4.Развивающие: развивать внимание, память;

5.Воспитательные: воспитывать общую музыкальную, речевую культуру;

Описание материала: речевые игры предназначены для детей старших, подготовительных групп детского сада, учеников начальной школы и для детей занимающихся в музыкально - хоровой школе. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающим в области музыки, родителям.

Если вы не видите немедленного результата-

хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте.

Дипак Чопра

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят радость и счастье быть самим собой.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, фонематического слуха, способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая речевая среда была полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости и серьёзности её должны осознавать педагоги и родители. В дошкольном возрасте выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Легкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства её выразительности облегчают задачу формирования и исправления речи.

Для музыкального развития детей в музыкальные занятия необходимо включать и занятия по развитию речи; создавать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой; проводить индивидуальные занятия. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Речевая игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов, педагогов-логопедов, музыкальных руководителей и родителей - способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего речевую игру.

По мнению О. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель - удовольствие от игры "Хочу". Вторая - выполнять правила игры "Надо". Третья цель - творческое выполнение игровой задачи "Могу". Таким образом, складывается основной механизм игры "Хочу! Надо! Могу!", влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях непосредственной образовательной деятельности игры носят развивающий характер и ориентиры на овладение детьми интеллектуальными умениями, сенсорными способностями развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения речевой игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

Первый - физиологический, связан с исследованиями В. Бехтерева, И. Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.

Второй - психологический, музыка, воздействуя на эмоционально - личночтную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий - педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В речевых играх дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки речи - ритм, динамику, темп, высоту.

Внедрение игры в педагогический процесс музыкального воспитания выдвигает особые требования к педагогу - музыканту. Он должен хорошо знать музыку и осознавать заложенное в ней игровое начало, необходимо владеть различными подходами и приёмами составляющими основу педагогической игры.

У музыки и речи существует самое основное общее начало - звук. Звук является выражением смысла, какой-то идеи речь становится содержанием музыки.

Голос ребёнка при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом.

Речевые игры - помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников, игра снимает напряжение, у детей увлечённых игрой повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.

Речевые игры, в занимательной деятельности (музыке) могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками). Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Известный музыковед М.Т. Харлап писал, что "между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура являетя предпосылкой образования музыки". Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. Поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых, на музыкальных занятиях является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Скороговорка - это речевое упражнение, помогающее освоить правильное произношение того или иного звука. Как сделать так, чтобы многократное произнесение короткого текста стало для детей увлекательной, интересной игрой? детьми движет интерес: что показалось им интересным, в то они и играют. Есть такая скороговорка:

"Шла Саша по шоссе и сосала сушку". Текст не надо произносить многократно. Это для детей малоинтересно. Поэтому затеваем игру. мы Сашу с сушкой отправляем. в холодную зиму. Идет бедная Саша по шоссе, сосет сушку и мерзнет: текст произносим дрожащим от холода голосом, зябко поёживаясь. А теперь перенесёмся в жаркое лето. Идет та же бедная Саша, но уже. изнывает от жары. говорим неторопливо, обмахиваясь рукой.

Таким образом, игра со скороговоркой хороша: мы знакомим детей с малыми формами устного народного творчества, с творчеством современных детских поэтов, пишущих скороговорки, можем сами с детьми поупражняться в их сочинительстве. Развить у них интерес и потребность в речевом творчестве.

Речевые игры и упражнения служат эффективным средством развития интонационного звукового компонентов музыкального слуха. Речевые упражнения доступное средство для развития предпосылок умения импровизировать.

Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Игра "Повтори тихо, громко" - дети каждой команды по очереди проговаривают предложения тихо, а другая команда громко и наоборот.

Упражнение "Пильщики"

Задача: точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма. Выполнение движений в ритме музыки.

Исходное положение: дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат перекрещенными, вытянутыми перед собой. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

-Запилила пила,

Зажужжала, как пчела (двигают руками вперёд-назад)

Отпилила кусок, наскочила на сучок (имитируя пилку дров)

Лопнула и встала (отпускают броском руки вниз)

Начинай сначала (на бегу меняются местами друг с другом)

Игра "Солнышко"

Задачи: точное соответствие движений темпу речи. Различать музыкальные фразы, выполнять плавные движения рук в сочетании с пением.

Мы немножко пожужжим Ж-Ж-Ж (дети жучки летают по всему залу и жужжат)

На цветочках посидим: Жим-Жим (стоят слегка приседают "жучок качается на цветке)

Всюду яркие цветы, сколько всюду красоты! (разводят руки в стороны)

А теперь нам есть пора! (поглаживают животики)

Источник: ped-kopilka.ru