Игры и упражнения на развитие дыхания у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие дыхания у детей дошкольного возраста

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего,   сформировать сильный плавный ротовой выдох.   При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха:

Лети, бабочка!

Цель:   развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры:   Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи,   дул на одном выдохе, не добирая воздух,   не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Ветерок

Цель:   развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование:   бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры:   Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Осенние листья

Цель:   обучение плавному свободному выдоху; губных мышц

Оборудование:   осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры:   Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли)

Снег идёт!

Цель:   формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   кусочки ваты.

Ход игры:   Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Одуванчик

Цель:   развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры:   Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

Вертушка

Цель:   развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   игрушка-вертушка.

Ход игры:   Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

^ Песня ветра

Цель:  развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц

Оборудование:   китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры:   Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

Летите, птички!

Цель:   развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры:   Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

Катись, карандаш!

Цель:   развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры:   Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Весёлые шарики

Цель:   развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   легкий пластмассовый шарик.

Ход игры:   С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга.

Воздушный шарик

Цель:   развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры:   Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Плыви, кораблик!

Цель:   развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры:   На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

Уточки

Цель:   развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры:   На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.

Бульки

Цель:   развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование:   стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры:   В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

День рождения

Цель:   развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для

Ход игры:   Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи. Расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.

Перышко, лети!

Цель:   развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   птичье перышко.

Ход игры:   Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что

дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу.

Милиционер

Цель:   развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:   свистки.

Ход игры:   Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Предложите поиграть в миллиционеров.

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Источник: sov.opredelim.com