Организация обучения детей общеразвивающим упражнениям на утренней гимнастике и на занятиях

Общеразвивающие упражнения для детей

Упражнения, специально созданные для отдельных частей тела (руки, плечевой пояс, туловище, ноги, различных мышц, суставов, а также всех систем организма, называются общеразвивающими. Их называют также абстрактными (аналитическими, так как они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Название «общеразвивающие» условно, потому что всестороннее физическое развитие человека обеспечивают не только эти, но и многие другие упражнения и движения.

Общеразвивающие упражнения поддаются расчленению и позволяют избирательно влиять на те, или иные крупные и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы и др. суставы, а также точно дозировать физическую нагрузку. Это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костной системы, связочно-суставного аппарата и помогает формированию у детей правильной осанки. При соответствующем сочетании и дозировке общеразвивающие упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшают обменные процессы в организме, а также способствуют улучшению координации движений, развитию физических качеств.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений у детей развивается точность восприятий и представлений, а также вырабатывается умение сознательно управлять своими движениями.

Музыкальное сопровождение упражнений вызывает у детей положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также содействует развитию ритмичности, пластичности, плавности, выразительности, грациозности движений.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают осваивать различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах и др.) .

Общеразвивающие упражнения могут выполняться при свободном построении, построении в звенья, в круг, построении в колонны, группами, парами.

Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с предметами и на снарядах. Каждый из предметов (снарядов) играет определенную роль в характере влияния общеразвивающих упражнении на организм, и это должно обязательно учитываться при подборе упражнений для занятий с детьми разного возраста и различной физической подготовленности.

Правила записи общеразвивающих упражнений

При записи отдельного упражнения надо указать его название (если оно имеется, исходное положение (для туловища, ног, рук, название движения, направление его и конечное положение.

Исходное положение пишется сокращенно и. п. цифрами обозначается счет.

Например: «Растягивание резины».

И. п. узкая стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1 руки в стороны; 2 и. п.

Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: туловище при наклонах; нога при выставлении ее на носок, ладони внутрь в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; ладони вниз в положении руки в стороны, влево (вправо) ; носки (носок) оттянуть поднять, опустить выставить при движении ногами, руками; вперед, спереди при указании направления, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; прогнувшись если техника выполнения предопределяет это положение; хват сверху как наиболее распространенный; дугами вперед если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук (ног) и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если исходное положение ног основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, «стойка ноги врозь») .

Правила записи должны выполняться независимо от того, в какой возрастной группе воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики.

Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка о. с; правая рука (нога) пр. рука (нога). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловищем, ногами, затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет, записываются в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог с (наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т. д. то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены) .

Приемы раздачи предметов

Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка не должны занимать много времени. В дошкольных учреждениях применяются следующие приемы раздачи предметов:

Воспитатель сам подходит к каждому ребенку и дает ему предмет (до построения или после него). Стоя в кругу, воспитатель бросает или катит мяч каждому ребенку; высыпает мячи из корзины, и дети по сигналу воспитателя берут мячи и встают на свое место.

Воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, и дети по сигналу выходят из строя, берут их и после этого встают на свое место.

Предметы кладутся на стулья, скамейки. Дети выходят из строя, берут предмет и встают на свое место.

Дежурные или направляющие колонн выходят по очереди пли одновременно, берут предметы и раздают их детям своей колонны.

Дети выходят из строя все одновременно или колоннами но очереди, берут предметы из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток) и встают на свое место.

Предметы берутся во время ходьбы в колонне по одному.

Приемы сбора предметов после выполнения упражнения:

Воспитатель собирает предметы, подставляя корзину, ящик.

Дети выходят из строя, кладут предметы в корзину, ящик, поставленные в центре круга, или на стулья и встают на свое место.

Дети выходят из строя, кладут предметы в стойки (стеллажи, сетки) и встают на свое место.

Дежурные, направляющие колонн собирают предметы и кладут их на соответствующее место.

Дети кладут предметы во время ходьбы в колонне по одному. Выбор приема раздачи и сбора предметов обусловливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью.

Обучение общеразвивающим упражнениям.

При обучении общеразвивающим упражнениям используются разнообразные приемы с учетом особенностей детей данного возраста и их подготовленности.

В группах детей раннего возраста общеразвивающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры. Например, при повороте вправо можно предложить ребенку посмотреть на игрушку, которая расположена с правой стороны.

В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель предлагает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке) .

Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (23 раза, затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания.

В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять! » дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали! » самостоятельно выполняют его.

В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» присели, «два» встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях) .

В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять! ». По команде «Упражнение начинай! » дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.

В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение? ») .

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

Источник: www.maam.ru