Скачать:

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

При работе над правильным звукопроизношением воспи тателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосо вые связки.

Перед началом работы над каждым звуком пе дагог анализирует положение всех органов артикуляционно го аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражне ния к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребен ка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с ка ким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т. п.

В последующей работе при показе картинки ребенок бу дет выполнять соответствующие упражнения без дополни тельных объяснений со стороны воспитателя.

В детском учреждении должна проводиться артикуляци онная гимнастика — система упражнений для речевых ор ганов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) раз виты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для про цесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упраж нений, направленная на развитие моторики органов артику ляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возник новения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляци онной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рож дению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до школьного возраста проводится ежедневно  в утренние часы (первый раз),

после занятий (второй раз)

и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.

Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Продолжи тельность гимнастики — до 5 мин.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику ляционные упражнения».

В комплекс должно входить 4—5 упражнений:  2—3 ста тических и 2—3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постанов ке звука [ш].

1-я часть.  Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].                                                                      1-я часть. Статические упражнения:

«Чашечка».

2-я часть.  Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Вкусное варенье»;

«Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется пе дагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частич но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, под ходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику ляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упраж нением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари совкой.

Например, упражнение «Вкусное варенье»:

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчи тать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с варе ньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

После показа воспитатель просит детей выполнить уп ражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он вы полняет упражнение.

Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по пока зу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала.  Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар тикуляционных поз также происходят через зеркала. В та ком положении дети видят, как они выполняют упражне ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

27 артикуляционных упражнений.

Источник: nsportal.ru