Каталог файлов

Методический материал для занятий с детьми младшего дошкольного возраста (стихи, игры, песенки) Автор: Гильмханова Гульсина Шамилевна МБОУ ДОД «ДМШ №8» г. Казань

Развивающие стихи

Пальчиковые игры

Песенки

Обучающие игры

Развивающие игры

Игры на развитие коммуникативных качеств

Музыкальные упражнения и композиции

Музыкально-ритмические и плясовые композиции

Музицирование ( обучение игре на блок-флейте)

Заключение

Пояснительная записка

В рамках нашей музыкальной школы уже четвертый год существует группа раннего эстетического развития «Капельки». Этот проект ориентирован на общее развитие детей возрастной группы от 2 до 4 лет. Программа предусматривает развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка, формирование представлений об окружающем мире, расширение знаний и умений в разных видах деятельности. Кроме того, это и формирование творческих способностей, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, проявление и развитие музыкальных способностей. Большое внимание уделяется умению координировать движения, развитию крупной и мелкой моторики и, как следствие, речи.

На наших занятиях используются такие виды деятельности, как пение несложных песенок-попевок, элементарное музицирование (игра на шумовых инструментах), движение под музыку, вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, элементы танца, развивающие и обучающие задания, сюжетные, подвижные, развивающие игры, а также элементы театрализации и пальчиковые упражнения-игры. Уроки распределены по определенной тематике, но, независимо от этого, каждое занятие охватывает сразу несколько векторов развития ребенка.

Группу раннего эстетического развития «Капельки» посещают дети 2-4 лет. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 25 -30 минут. Дети делятся на группы по возрасту:

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

Состав групп – 7-8 человек.

Представленный материал может быть использован для реализации обучающих и развивающих целей и задач:

-развитие представлений об окружающем мире

-развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, пространственной)

-развитие слуховых представлений

-развитие воображения и эмоциональности

-развитие двигательных навыков, мелкой и крупной моторики, умения ориентироваться в пространстве, координации движений

-развитие артикуляции

-развитие чувств ритма и музыкальности

Основной метод обучения - игровое обучение. Игра на наших занятиях – ключевое слово. Педагог создает на уроке игровые ситуации, которые мотивируют ребенка на выполнение тех или иных заданий. Элементы театрализации (исполнение роли бабочек, жуков, поросят и т.д.) делают урок более ярким, эмоционально окрашенными.

Наглядный метод обучения реализуется в уроке посредством демонстрации всевозможных картинок, карточек, игрушек, наглядного дидактического материала. Кроме того, это и использование видеопрезентаций, выполненных в программе «Power Point». Я стараюсь не перегружать уроки обилием презентаций, т.к. считаю, что, скажем, рукотворная «лужа» (в виде обруча или веревочки), более полно развивает воображение ребенка, чем демонстрация картинки с конкретной лужей! Но иногда ситуация требует использования и видеоряда, когда речь идет об итоговых уроках для более успешного усвоения материала и создания впечатления «объемности» происходящего.

В качестве эксперимента мы включили в наши занятия обучение игре на блок-флейте. Конечно, мы играем не развернутые музыкальные произведения! Мы начали с одного звука. На блок-флейте «G» это звук «Си» (самая первая «дырочка» сверху). Два отверстия - сверху и снизу, соответственно, большой пальчик закрывает отверстие снизу, указательный сверху. Дети, играя одну лишь нотку (как правило, v ступень тональности) в определенном месте, получают море удовольствия от музицирования! Дети играют НАСТОЯЩУЮ музыку, украшая готовые песенки своей одной ноткой на блок-флейте! (Постепенно мы расширяем свои умения – добавляем новые нотки. На данном этапе это уже звуки Си и Ля в различных сочетаниях).

Присутствие родителей на уроках обязательно. Мамы, папы или бабушки не только благодарные и доброжелательные зрители, но и активные участники урока. Их роль не сводится только к пассивному запоминанию песенок и пальчиковых упражнений для повторения их дома. Родители помогают детям «складывать» определенные пальчиковые формулы в пальчиковых упражнениях («Солнышко с лучиками», «Цветочек», «Бабочка», «Божья коровка», «Клювики» и др.). В группе из 7-8 детей достаточно сложно уделить внимание сразу всем и каждому. В этом смысле родители выступают незаменимыми помощниками в работе педагога, позволяя не нарушать динамики урока. Родители также принимают участие в играх, плясках, хороводах. Мамы эмоционально поддерживают своих малышей в непривычной обстановке, чтобы дети были максимально раскрепощены и сосредоточены на теме занятий, а не на преодоление напряжения, которое, так или иначе, возникает у малышей такого возраста в отсутствие родителей. И, наконец, совместное общение в процессе игры с близким человеком, новые открытия и ощущения, радость совместного творчества и общей деятельности – все это придает маленькому человечку чувство уверенности в себе и осознание собственной значимости для родных и близких, наполняет занятия позитивными эмоциями.

Несмотря на обилие всевозможного методического и музыкального материала в литературных источниках и в Интернет-ресурсах, мне приходится пополнять свою «методическую копилку» своим личным творчеством. Мои «сочинялки» возникали по мере реализации тех или иных педагогических задач на определенном этапе работы с конкретными детьми. Это веселые стишки, песенки, пальчиковые игры обучающей и развивающей направленности, а также разработка плясовых и музыкально-ритмических упражнений, пластических этюдов и сценических композиций. Кроме того, в качестве музыкального материала я часто использую специально обработанные мною в компьютерном редакторе «Adobe audition» музыкальные фрагменты тех или иных музыкальных произведений, корректируя их соответственно целям и задачам, которые реализуются в конкретной ситуации на определенном занятии. К примеру, при необходимости вычленить из общего музыкального текста какой-либо фрагмент и повторить его несколько раз, переставить местами куплеты в песенке, замедлить или ускорить музыку, изменить высоту звучания (изменить тональность), наложить спецэффекты и т.д. Авторские фонограммы песенок записаны на синтезаторе.

Данная работа может быть полезной как для педагогов (музыкальных руководителей в детских садах, преподавателей подготовительного отделения в музыкальных школах, работников центров раннего развития), так и для родителей, заинтересованных в развитии своих малышей.

Обучающие стихи

Знакомство с окружающим миром

«Игрушки»

Мы с ребятами играли

И повсюду разбросали

Кубики и мячики,

Куколку и зайчика,

Неваляшку, погремушки, -

Источник: ped-konkurs.ru