Упражнения для развития мышления детей

Упражнения для развития мышления детей

Упражнение 1. Чем похожи? Чем отличаются? Развивает умение сравнивать

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (на­ пример, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков по­ следовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.

Упражнение 2. Кто назовет больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки

В игре принимает участие неограниченное число участников. Веду­ щий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойствен­ных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

Упражнение «Формулирование определений» Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления

Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущест­ венных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарак­ теризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение «Поиск аналогов» Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства

Называется какой-либо предмет, например, «вертолет ». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифици­ ровать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свой­ства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побе­ ждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Упражнение «Поиск противоположных предметов» Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом сле­ дует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы ) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размере и степени ком­ форта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам» . Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два - три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «На­зовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противопо­ложных функций, наподобие двери» (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет) Ответы могут быть ба­ нальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небаналь­ ных ответов.

Примечание: Приведенная в упражнениях методика разработана Е. И. Роговым

Учитель: Проблемные ситуации можно создать и на «жиз­ненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач. Они могут быть оформлены в виде индивидуальной игры или совме­стного творчества и приносить много пользы детям. Вот некоторые примеры ситуационных задач, которые можно использовать в семей­ной воспитательной практике:

Образец 4 Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей

1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).

• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

• Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, по­ чему ты поступишь именно так, а не иначе?

2. Ситуация с огнем.

• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

• Дым в соседней квартире. Твои действия?

3. Ситуация с водой.

• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сна­

чала, что потом? Почему?

Конструктивность мышления хорошо развивается в процессе разбора бытовых ситуаций. Можно задать детям вопросы: «Что в нашем доме сде­лано неудобно? Как исправить?», «Можно ли в доме что-то усовершенство­ вать?» и т. д. Когда в беседе участвует не один ребенок, игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости. Для «разгона» детской фантазии имейте в запасе несколько своих примеров, которые вы сможете использовать в возможных паузах.

Замечательный способ развития мышления - кол­лекционирование. Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц. превратило мичмана В. И. Даля в крупнейшего ученого, знатока русского языка. Его знаменитый Толковый словарь, содержащий I слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. I A. E. Ферсман, с шестилетнего возраста увлекавшийся собиранием минералов, стал крупнейшим геохимиком мира. Всю жизнь собирал академик С. П. Королев все, что связано с освоением космоса, любую I информацию о том, что летало по воле человека. Уж кто-кто, а он-то знал, что увлеченность, одержимость - путь к осуществлению самой дерзновенной мечты.

Очень часто коллекционирование детей начинается с подаренной родителями необычной монеты, марки. И вот уже монета «заговорила». Она рассказывает мальчишке о временах скифов, об античном I Причерноморье. Потом к ней добавляется вторая, третья, и увлеченность растет.

Советы родителям по развитию мышления у детей

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

2. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.

3. Найденное в процессе мышления становится знанием, вклю­ чаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомнен­ное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

4. Процесс мышления - поиск и открытие нового при разреше­нии проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Источник: pandia.ru