Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.

Вкусное варенье

◈ Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Лошадка

◈ Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Язычок балуется

◈ Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

Лопнул, хлопнул, вот и всё

◈ Как играем: предложите ребенку стать шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Такое упражнение можно делать по несколько раз в день.

Воздушные ватки

◈ Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, их сдуть со стола в тазик, стоящий на стуле? Или разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

Весёлая гимнастика для ребёнка от 3 до 5 лет

Занятия физкультурой не должны превращаться в обязаловку. Если у ребенка есть интерес к физическим нагрузкам, всего лишь оформите этот процесс в интересный сюжет. Если же вашего кроху трудно расшевелить, тем более вам придется его чем-то увлечь. Развивайте не только тело, но и фантазию!

ГИМНАСТИКА «СПОРТИВНЫЙ ЗООПАРК». Предложите малышу «прогуляться по зоопарку». Там живет много разных животных, но все они любят делать зарядку и готовятся к спортивной олимпиаде.

Звери-прыгуны. Предложите ребенку попрыгать, как зайка, белочка или кенгуру. Кто быстрее всех? Это упражнение развивает мышцы ног, равновесие и выносливость.

Косолапый мишка. Он хоть и неуклюжий, зато сильный. Походите «на четырех лапах», как мишка. Это упражнение развивает мышцы спины и ног.

Слон. Это самое большое сухопутное животное. Он ходит медленно, но уверенно. Пусть малыш попробует изобразить слона: станет на пол двумя ногами и руками, затем одну руку поднимет над головой. Рука и будет «хоботом». Если «слону» трудно удержать равновесие, поддержите его.

Мышка. Она маленькая и беззащитная. Ей все время приходится прятаться от злых врагов. Предложите ребенку следующее упражнение. По вашей команде «кошка!» «мышка» должна приседать и прятаться, закрывая голову руками. Кроме тренировки мышц, эта игра хорошо развивает слуховое внимание. Упражнение выполняйте 5—10 раз (по силам).

Жираф. Он высокий-превысокий. Нужно вытянуться на носочках и поднять руки вверх, чтобы дотянуться до вкусного завтрака — листьев на дереве. Вы можете вырезать листья из цветной бумаги и держать их над головой «жирафа». Пусть дотянется! Это упражнение развивает равновесие, зрительную и двигательную координацию.

Тюлень. Бедняжка выглядит таким неповоротливым. Но стоит ему только оказаться в воде. Попросите малыша представить себя тюленем: лечь на бок, вытянуть ноги, слегка приподняв их над полом, и похлопать стопами, то есть «ластами». Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины, ног и брюшного пресса.

Змея. У нее нет ног, но она прекрасно ползает. Попросите малыша лечь на пол и проползти небольшое расстояние без помощи рук и ног, извиваясь всем телом. Это упражнение как нельзя лучше развивает гибкость.

Цапля. Покажите, как важно цапля ходит по болоту, переставляя ноги. Но самое главное, что она умеет стоять на одной ноге. Это упражнение помогает развить равновесие.

Козленок. Козленок не только бодается, но и скачет. Пусть малыш делает прыжки с подскоками то на одной, то на другой ноге. Эти упражнения развивают мышцы ног, спины и пресса.

УПРАЖНЕНИЯ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ. Ох, непросто приучать малыша делать зарядку! Для многих взрослых, которые обещают себе «с понедельника начать», эта задача оказывается непосильной. Предложите ребенку гимнастику с колокольчиками, чтобы выработать у него полезную привычку к выполнению ежедневных физических упражнений. Эта игра в физкультуру поможет ребенку концентрировать внимание на движениях. Вам понадобятся две пары колокольчиков (их можно заменить погремушками). Вы становитесь напротив ребенка и показываете ему движения. Он должен повторять за вами.

Встаньте в исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с колокольчиками внизу. Поднимите руки через стороны вверх, позвените, опустите в исходное положение.

Встаньте в исходное положение: ноги на ширине ступни, руки с колокольчиками на плечах. Присядьте, выпрямите руки вперед, позвените. Вернитесь в исходную позицию.

Встаньте в исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с колокольчиками за спиной. Наклонитесь вперед, позвените колокольчиками за коленями, вернитесь в исходную позицию.

Встаньте в исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед собой. Подпрыгивайте на двух ногах, поворачиваясь вокруг своей оси, а колокольчики будут звенеть сами.

Чрезмерные физические нагрузки также вредны для организма ребенка, как и полное их отсутствие. Достаточно 10—15 минут тренировок в день. Также выбирайте подходящее время для зарядки: когда ребенок в хорошем настроении, здоров, полон энергии. Занимайтесь гимнастикой в первой половине дня, через час после приема пищи.

Развивающие игры,задания и упражнения

Вашему вниманию предлагается большая книга развивающих заданий для детей 3-4 лет. В этом возрасте произвольные функции памяти, внимания и восприятия развиты недостаточно, поэтому систематические занятия помогут малышу и научиться сосредотачиваться, внимательно слушать задание, запоминать, и воспроизводить пройденный материал.

Книга содержит рекомендации специалистов по воспитанию детей до 3 лет по вопросам, не нашедшим в современной психолого-педагогической литературе достаточного освещения: развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себе; воспитание у малыша терпения, трудное поведение детей раннего возраста и его преодоление; телевидение и ребенок; знакомство детей со сказкой и миром книг. Разработанные авторами конспекты занятий возможно усложнять и дополнять по мере освоения ребенком определенного навыка, умения или действия, в соответствии с уровнем развития и индивидуальностью.

Уникальный сборник книг серии "Большая книга". Развитие детей от 2 лет и до возраста дошкольника. В книгах приведены задания по развитию у детей памяти, внимания, восприятия.

Приведенные в книге задания помогут вашему ребенку в развитии логического мышления, памяти, внимания, воображения, любознательности; смогут научить его анализу, сравнению, обобщению, выделению главного.

Учебное пособие предназначено для дошкольников, младших школьников и заботливых родителей, а также любящих свое дело педагогов и воспитателей.

Книга может успешно использоваться для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Задания направлены на развитие мышления, логики, внимания, речи и других познавательных процессов, необходимых для успешного обучения ваших детей. Успехов вам!

Книга необыкновенно красивая и красочная познакомит малыша с веселыми героями, способными помочь понять и запомнить роль, которую играет время в нашей жизни. Процесс обучения благодаря красочным иллюстрациям будет интересным и увлекательным.

Артикуляционные упражнения для детей

У деток органы артикуляции, это язык, губы, зубы, развиты еще слабо и поэтому они не могут правильно произносить звуки. В процессе жевания, глотания и сосания развиваются крупные мышцы, а вот для процесса говорения необходимо развитие более мелких мышц. Развитию моторики органов артикуляции способствуют специальные упражнения, которые и называются артикуляционными.

Как и другие виды зарядок, зарядка для артикуляционных мышц должна проводиться утром (желательно), продолжительностью — до 5 минут, по 4 — 5 упражнений в комплексе, каждый день.

Выполняя артикуляционные упражнения, включайте также упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического, оно имеет короткий вдох и медленный выдох. Упражнения по речевому дыханию развивают способность ребенка произносить длинные фразы и являются профилактикой заикания.

Открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 — 4 раза.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать в таком положении до счета «пять» (или 10), затем вернуть зубы в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета » 5 или 10″, вернуться в исходное положение.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5-10.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка вниз, на счет «два» — поднять язык вверх. Повторить 5 — 10 раз.

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счет, затем за верхними зубами. Повторить 8 — 10 раз.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять края и кончик языка. Удерживать язык под счет до «пяти» или «десяти». Повторить 4 — 5 раз.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» языка поднять к верхним зубам. Удерживать под счет, до 8.

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки верхних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 8 — 10 раз. опустить язык и повторить 2 — 3 раза.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов назад до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 8.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед — назад, произнося: была — была — была.

улыбнуться, открыть рот, «присосать» язык к небу. Не отпуская язык, опустить нижнюю челюсть вниз — вверх.

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться произнести  »дззззззз», протяжно, в течении 10 — 15 секунд.

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться кончиком языка с силой » ударить» по бугоркам за верхними зубами и произнести звуки: д — д — д. Выполнять 10 — 20 секунд медленно, затем все быстрее и быстрее.

Улыбнуться, широко открыть рот. поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить «дын-дын-дын» (быстро-быстро).

Источник: iamtiptop.ru