Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Развитые детские пальчики — это залог интеллектуального развития малыша.

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зрительное восприятие.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки. Поэтому внимательно относитесь к их выбору.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.

Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.

Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.

Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.

Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.

Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.

Делайте с ребенком гимнастику для рук

Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.

Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.

Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет.

Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.

Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить

Пальчиковые игры.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.

Их удобно использовать в любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после, как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т. д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

Мы собрали много интересных и полезных игр для развития мелкой моторики вашего ребенка и хотим поделиться ими.

"Повтори движение"

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Фонарики

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:

Мы фонарики зажжем,

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Игры с предметами домашнего обихода.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Печем хлебные палочки

3-4 летние малыши вполне могут вам помочь испечь хлеб (ну ладно, хлебные палочки! Главное - дайте им в чистые руки уже готовое тесто и попросите раскатать кусочки теста в колбаски. Им очень понравится это занятие, но еще больше им понравится сам хлеб, когда он приготовиться.

Игры с веревочкой

Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Сначала попросим ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - придумываем и выкладываем свои узоры и фигурки.

Игры с крупами

Мешочки, наполненные крупой

Сшейте несколько маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.

Игры с пуговицами

Дети любят играть с пуговицами. Чтобы разнообразить это занятие вам понадобятся разноцветные плоские пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Игра развивает внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Лепим из пластилина

Дети любят повторение, очень хороший, удобный и интересный вариант игры с пластилином.

1. Распечатайте раскраски с крупными изображениями. Изображение должно быть таким, чтобы его нужно было дополнить. вырастить яблочки, украсить торт. фантазируем и придумываем свои варианты.

2. Раскраску положите в файл, и заклейте по краю скотчем

3. Предложите малышу отрывать кусочки пластилина и украшать картинку. Не забудьте создать игровую ситуацию и рассказать малышу что-то новое. Покажите, как вы сами будет лепить.

Открытки и коробки от конфет

Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка, на 3-4 части для ребенка 4 лет, на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок, а затем «сломайте» и предложите собрать картинку

Аппликации

Это не простые аппликации!

Для них мы бумагу не режем, а рвём!

Сколько интересного можно придумать еще до выполнения аппликации! Научите ребенка рвать бумагу. Для малышей это сложный вид работы. Малыши могут рвать бумагу просто, а детки старше, пусть рвут по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.

Игры - шнуровки

Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности;

-косвенно готовят руку к письму;

Источник: www.maam.ru