Практическое применение театральных игр и упражнений для снятия физических и психологических зажимов у ребенка

ЦЕЛЬ:
  • Расширить возможности ребенка.
  • Сформировать интерес к театральному творчеству, создать коллектив единомышленников и атмосферу доброжелательности, взаимного доверия.
  • Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела.

Творческий потенциал личности проявляется прежде всего в таких особенностях психической организации человека, как внутренняя подвижность, сензитивность (чуткость и тонкость в восприятии мира), высокий уровень энергетики. Перечисленные качества существенны в любом виде деятельности человека, важны они и в обучении ребенка в школе. От психической активности зависит и открытость миру, и готовность воспринимать новое, и творческая мотивация, и, в конечном счете, способность к обучению.

Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие из них вспоминают школу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут назвать учителем. Большинство из них растет без отца и не могут его уважать. Многие голодны, не высыпаются из-за скандалов в семье. Возникает необходимость в индивидуальной работе с каждым ребенком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности. Известно, что в современных условиях развития ребенка более всего страдает как раз концентрация внимания: телевидение, которым увлекаются уже малые дети в ущерб играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активности лишь непроизвольного внимания, когда привлекает все яркое, броское, динамичное, “из ряда вон выходящее”. Но при этом совсем не развивается произвольное внимание. Его стимулирует рисование, чтение, игры, когда ребенок сосредотачивается на внутреннем образе воображения и должен перевести словесный образ в яркое, эмоциональное переживаемое видение. Если же он увлечен чтением или игрой, произвольное внимание переходит в постпроизвольное, самое ценное и в творческом процессе. При современных издержках цивилизации не развивается в должной мере и воображение. Современные дети всё меньше играют и читают, потому что все их свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким детям книги, а всё более покупают мультфильмы для просмотра вместо книг. Если дети и читают в школьном возрасте, то, в основном, фантастику, детективы. А ведь книга в детстве – мощный источник нравственного развития, потому что через сопереживание образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, то есть на подсознание. То, что дети не доиграли в раннем детстве, не прошли этот необходимый этап развития, видно невооруженным глазом. Они увлеченно участвуют в групповых игровых упражнениях на уроке, сами просят “поиграть ещё!”. Способность играть – это проявление “комплекса детскости” творческой личность – наивности, открытости новым впечатлениям, импульсивности, непосредственности. Как писал поэт Максимилиан Волошин, “в игре творческий ночной океан подсознания тонкими струями вливается в область дневного сознания”. В связи со сказанным представляется, что в начальных занятиях на уроках театра, да и в последствии, игра необходима психотерапии, способствующая раскрепощению личности, и как средство развития постпроизвольного внимания и воображения.

Внимание тесно связано с зажимом. В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.

Есть разные виды зажимов:
  1. Зажим перед зрителями, в условиях, когда на тебя смотрят.
  2. Зажим человека, потерявшего объект внимания.
  3. Зажим человека, сделавшего объектом внимания самого себя.
Занятие специальными театральными играми и выполнение специальных упражнений предполагает решение следующих задач:
Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  • Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

    Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие, этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (“зажим”) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу.

    Проводя коллективные развивающие игры и упражнения, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

    Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:
    1. Голова, шея:
    2. Плечи, грудная клетка:
    3. Пояс, тазобедренная часть:
    4. Ноги, руки.

    Голова, шея

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

    Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

    Основные виды движений;
    1. Вперед – назад;
    2. Из стороны в сторону;
    3. Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)
    Техника исполнения движений:
  • При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).
  • Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге (полукругу), Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.
  • Вариант на развитие координации движений.

    Во время выполнения движений подключить движения головы.

    Бедра идут вперед – голова опускается, бедра идут в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бедра – назад – голова откидывается назад.

    Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу; левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесен вес тела.

    Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

    Руки подняты вверх и по хлопку освобождаются мышцы кистей. Локтей, плеч, головы, поясницы. Ног, а потом в обратном порядке все “ниточками” поднимается наверх.

    Руководитель по хлопку дергает за веревочку:
    • Кончик носа;
    • Правое плечо;
    • Левое плечо;
    • Живот (область пупка);
    • Правое колено;
    • Левое колено.

    Упражнение 18

    Руководитель обозначает место, куда производится выстрел (живот, плечо левое, плечо правое, нога левая, нога правая, спина). Участники походят по ковру, и в любой неожиданный для них момент раздается хлопок (выстрел). Необходимо точно “ поймать” “пулю” и отыграть ее.

    Участники садятся на стулья и стараются последовательно освободить мышцы. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинаем напрягать мышцы.

    Стоя на месте:
    • Потянуться вверх (яблоко);
    • В сторону (что-то достать);
    • Вперед (дотянуться до чего-то);
    • Вниз (шнурки)
    Пройти в “окраске”:
    • Осторожности;
    • Любопытства;
    • Угрозы;
    • Тревоги.
    “Хожу”, чтобы:
    • согреться;
    • размяться;
    • высохнуть;
    • чтобы обратили внимание на новый костюм.

    Детская зарядка для деток от 3 до 10 лет

    Физическая активность и регулярные занятия спортом – важная часть жизни не только взрослого человека, но и ребенка. Развивающийся организм каждого малыша требует постоянного движения, поэтому необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка любовь к спорту.

    По мнению педиатров. дети в возрасте от трех-четырех лет и старше вполне способны ежедневно тратить 10-15 минут, выполняя несложные упражнения сначала под контролем родителей, а затем и самостоятельно. Если активность с приходом нового дня войдет в привычку, это благотворно скажется на развитии ребенка, поможет предотвратить многие заболевания и справиться со школьными перегрузками и прочими стрессами.

    Комплекс упражнений для детей 5-7 лет

    «Гребля». сидя на стуле, вытянуть руки и туловище вперед, затем наоборот, отвести их в противоположную сторону, прогибаясь назад.

    «Лодка на волнах». вытянуть руки в стороны и в медленном темпе совершать плавные наклоны влево и вправо.

    «Пройди через ручеек по мостику». на пол кладется узкая длинная дощечка, по которой ребенок должен пройти, сохраняя равновесие.

    «Собираем грибы». разбросать по полу игрушечные грибы (или любые другие мелкие предметы). Ребенок должен поднимать каждый гриб, наклоняясь вперед и не сгибая колени.

    Предварительный просмотр:

    Золотой лучик солнца наполнил нас. И мы с вами стоим в целом озере света. Давайте зачеркнем ладошками свет и обольем им себя с головы до ног (наклоны вперед и скользящие плавные движения ладоней с головы до ног).

    А теперь давайте похлопаем расслабленными ладошками себя для того, чтобы лучик света мог попасть в каждое место в нашем теле, в каждую клеточку: хлопаем расслабленными ладошками тело с головы до ног. Остановились, с вдохом плавно поднимаемся вверх, руки вверх и опускаем их в стороны и вниз с выдохом.

    1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

    1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

    И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

    1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

    2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны   находиться на одном уровне.

    1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

    Упражнение «Поймай ветерок». Сидим на коврике, спинки прямые, дыхание ровное, свободное. Поставь ладошку перед носом или ртом и ощути движение воздуха. Когда мы выдыхаем, на ладошку дует ветерок. Если выдох быстрый – ветерок холодный, если медленный – ветерок теплый, а когда мы делаем вдох можем ощутить запах ладошки, ветерка нет.

    Источник: iamtiptop.ru