КОМПЛЕКС 1 (1 - 2 МЕСЯЦА)

1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение (И. п.) - ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать. Левой рукой поглаживать внутреннюю, а затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 8 - 10 раз. Правую руку ребенка массировать правой рукой.

2. Массаж ног (поглаживание). И. п.-то же. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, а затем наружной поверхности голени и бедра. Повторить 8 - 10 раз. Левую ногу масси- ровать правой рукой.

3. Массаж стоп (растирание). И. п.-то же. Правую ногу ребенка приподнять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошвенную поверхность стопы в направлении от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10 - 12 раз.

4. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев. И. п.-то же. Левой рукой удерживать ступню ребенка. Указательным пальцем правой руки нажимать на ступню чуть ниже основания пальцев. Пальцы и подошва при этом будут сгибаться. Тем же пальцем затем с нажи- мом проводить по наружной части подошвы от пальцев к пятке. По- вторить 5 - 6 раз для каждой ноги.

5. Упражнение для туловища. И. п.-то же. Взяв ребенка за верхнюю часть туловища и не нажимая сильно на ребра, легко покачивать его влево и вправо. Повторить 6 - 8 раз. 6. Массаж живота (поглаживание). И. п.-то же. Тыльной стороной пальцев правой руки поглаживать левую часть живота ребенка и одновременно левой рукой - правую часть живота. Повторить 6 - 8 раз.

Этот комплекс массажных приемов рекомендуют выполнять в течение недели с месячного возраста. Затем каждую неделю к нему добавляют по одному из следующих массажных приемов или рефлекторных упражнений.

7. Массаж груди. И. п.-то же. Обхватить грудную клетку ребенка кистями так, чтобы большие пальцы впереди касались друг друга. Передвигать руки от середины к бокам по ходу межреберных промежутков, слегка нажимая больши- ми пальцами на грудные мышцы. Повторить 6 - 8 раз.

8. Рефлекторное разгибание позвоночника. И. п. - ребенок лежит на левом боку ногами к матери. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника от крестца к шее. Правой рукой нужно придерживать таз ребенка. При этом ребенок прогибает позвоночник. Проделать на каждом боку 2 - 4 раза.

9. Массаж спины (поглаживание). И. п. - ребенок лежит на животе ногами к матери, руки - под грудью. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягоди- цам, а в обратном направлении (к голове) - тыльной стороной ладо- ней и пальцев. Повторить 6 - 8 раз.

10. Массаж ног (разминание). И. п.-то же. Придерживая левую ногу ребенка правой рукой, разминать левой заднюю и наружную поверхности голени и бедра. Повторить 4 - б раз. Правую ногу массировать правой рукой.

11. Массаж ягодиц (похлопывание). И. п. -то же. Тыльной поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам ребенка. Повторить 10 - 12 раз, меняя руки.

12. Рефлекторное ползание. И. п. то же. Согнуть ноги ребенка в коленях и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног. Когда ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвигаться вперед, руку нужно держать неподвижно. Проделать 2 - 4 раза.

При выполнении этого комплекса массажных приемов и рефлекторных упражнений необязательно каждый раз использовать все его элементы, если их выполнение будет занимать более 15 минут.

КОМПЛЕКС 6(11-12 МЕСЯЦЕВ)

1. Ходьба с поддержкой. И. п. ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Поддерживая малыша, побуждая его переступать по столу. По- вторить 2 - 3 раза по 2-4 шага.

2. Доставание игрушки. И. п. - ребенок лежит на груди, опираясь руками о стол. Взяв ребенка за бедра, приподнять его над столом так, чтобы он опирался на руки, и побуждать его достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2 - 3 раза.

3. Самостоятельная ходьба. И. п. - ребенок стоит на столе. Предоставить ему возможность самостоятельно ходить, предох- раняя от падения (держать по бокам или за спиной). Целесообразно обучать малыша ходьбе с помощью различных предметов, за которые он может держаться. Повторить 2 - 3 раза.

4. Передвижение за игрушкой на четвереньках. И. п. - ребенок стоит на четвереньках на столе. Положить перед ним игрушку и побуждать его ползти к ней. По- вторить 2 - 4 раза.

5. Активное прогибание спины. И. п. - малыш лежит на спине. Захватив ноги ребенка левой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять его таз и туловище, удерживая спину правой ру- кой и побуждая ребенка прогибать ее с опорой на плечи и голову. Повторить 2 - 3 раза.

б. Переход в положение сидя. И. п. - ребенок лежит на спине. Придерживая ребенка левой рукой за бедра, побуждать его пе- рейти в положение сидя без поддержки за руку. Повторить 2 - 3 раза.

7. Вставание. И. п. - ребенок сидит на столе. Взяв ребенка правой рукой за левую ручку, побуждать его встать на ноги. Повторить еще 2 раза.

8. Приседание. И. п. - ребенок, поддерживаемый за туловище, стоит. Побуждать малыша приседать и вставать, выпрямляя ножки. По- вторить от 4 до 6 раз.

9. Самостоятельное стояние. И. п. - ребенок, поддерживаемый за руку, стоит на столе. Отнимая руку, побуждать ребенка самостоятельность стоять, обе- регая его от падения. Выполнять упражнение 20-30 с.

10. Приплясывание. И. п. - ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждать ребенка переступать ножками, приседать, приплясы- вать в течение 1 - 2 минут.

Занятия детьми следует начинать более легких упражнений и постепенно переходить к более сложным. При этом нужно помнить, что все дети разные, а потому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но, как правило, дети предпочитают разнообразные упражнения, однотипные быстро утомляют их. Не стоит заниматься с малышом дольше установленного времени. Гимнастика должна вызывать у него положительные эмоции. В противном случае он будет плакать и в конце концов откажется от занятий.

КОМПЛЕКС 7 (от 1 до 1,5 ГОДА)

1. Ходьба по дорожке. На полу обозначают мелом дорожку шириной 30-40 см и длиной 2 -3м и предлагают ребенку самостоятельно пройти по ней в оба конца, соблюдая равновесие. Повторить 2 - 3 раза.

2. Приседание, держась за палку. Взрослый держит палку за один конец, а ребенок - обеими руками за другой. По команде взрослого "Сядем!" оба приседают, не отпуская палки. Повторить от 4 до 6 раз.

3. Подбрасывание мяча. Малыш стоит и держит в руках большой мяч. Подбрасывает мяч вверх и вперед, а затем поднимает его с пола. Повторить от 4 до б раз.

4. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который ребенку видна яркая игрушка, с которой он любит играть. Ребенок должен проползти через обруч и выпрямиться. Можно положить игрушку на стул. Тогда ребенок будет к ней еще и тянуться. Повторить от 4 до 6 раз.

5. Катание мяча. Ребенок сидит на полу, широко расставив ноги, и старается прокатить большой мяч вперед по начерченной мелом дорожке шириной 40 - 50 см. Повторить 6 - 8 раз.

6. Перешагивание через палку. На пол кладут две палки на расстоянии 25-30 см одна от другой. Предлагают ребенку перешагивать через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторить 3 - 4 раза.

7. Сгибание и разгибание туловища. Ребенок сидит на коленях взрослого, который своими бедрами зажимает его голени. Ребенок наклоняет туловище вперед и назад. Повторить 3 - 4 раза.

8. Залезание на какой-либо предмет. Вначале предлагают ребенку залезть на ящик высотой 10 - 15 см, затем на диван высотой 40 см. Повторить 2 - 3 раза.

9. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по малому мячу и поочередно бросает их вперед. Повторять от 4 до б раз.

10. Игра "Догоню-догоню ". Взрослый пытается догнать убегающего от него ребенка. Одна попытка -30-40 секунд. Продолжительность занятий 12 - 15 минут.

КОМПЛЕКС 8(1,5-2 ГОДА)

1. Ходьба по наклонной доске. Укрепляют доску, приподняв один конец на 20- 25 мс от пола. Слегка помогая малышу, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить от 4 до 6 раз.

2. Подползание под веревку. Вешают веревку на высоте 25 - 35 см. Показывая ребенку игрушки по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторять от 4 до 5 раз.

3. Перелезание через бревно, скамейку. Побуждают малыша перелезть через бревно или скамейку, установленные в сады. При этом слегка помогают ему. Повторить 2 - 3 раза.

4. Поочередное поднимание ног. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40-50 см от пола (земли). Малыш поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать палку. Проделать по 3-4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках. На полу лежит широкая доска, покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается продви- гаться по доске. Проделать 3 - 4 раза.

6. Бросание мяча в цель. Малыш держит в руке мяч. Побуждайте его бросать мяч в горизонтально расположенную цель - корзину, поставленую на расстоянии метра. Повторять от 4 до 6 раз.

7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взбираться по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 2 раза.

8. "Спрячь флажок ". Ребенок сидит на стульчике и держит в руках два флажка. По команде взрослого поднимает руки с флажками вверх, вытягивает их перед собой, сильно наклоняясь вперед, затем прячет флажки под стульчик. Повторить от 3 до 5 раз.

9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шириной 25 - 30 см, Малыш проходит по ней с поднятыми в стороны руками. Затем ту же доску устанавливают горизонтально на высоте 15 - 20 см. Ребенок потеряет упражнение. Выполнять 2 - 3 раза.

10. Игра в "лошадки". Взрослый, закрепив "вожжи" на плечах ребенка предлагает ему побегать, удерживая малыша "вожжами" от чрезмерно быстрого темпа. Проводить игру в течение 40 - 50 секунд.

Продолжительность занятия 15-18 минут.

КОМПЛЕКС 9(2-2,5 ГОДА)

1. Ходьба по кружкам. Мелом чертят на полу несколько кружков диаметром 50-70 см. Побуждают ребенка перешагивать из одного кружка в другой, стараясь не наступать на черту. Повторять от 4 до 6 раз.

2. Поднимание туловища. Малыш ложится на коврик на живот. Упираясь руками в пол, приподнимает туловище и выпрямляет руки. Проделать 3 - 4 раза.

3. Приседание. Ребенок, держась за спинку стульчика, приседает, как бы прячась за него. и выпрямляется. Повторить 3 - 4 раза.

4. Хлопки. Ребенок стоит с опущенными руками, затем хлопает в ладоши перед собой и над головой, как бы ловя комара. Повторить 6 - 8 раз.

5. Сесть и лечь. Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под шкафом, или их удерживает взрослый. Побуждайте его сесть, а затем снова лечь, не сгибая ног. Повторить 2 - 3 раза.

6. Лазание. Малыша побуждают взобраться на 3-4 ступеньки стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить 2 - 3 раза.

7. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке мяч. Его побуж- дают бросать мяч в установленную вертикально цель - обруч диаметром 50 - 60 см, прикрепленный к стенке на уровне глаз ребенка на расстоянии 80- 100 см. Повторить 3 - 4 раза.

8. Перешагивание через веревку. Закрепляют веревку на высоте 22-28 см над полом, ребенок перешагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить 2 - 4 раза.

9. "Достань предмет ". Малыш садится на коврик. Рядом с ним кладут различные мелкие предметы: кубики, кольца и т. д. Ребенка побуждают доставать предметы, которые взрослый называет, и, поворачивая туловище, класть их на другую сторону от себя. Выполнить по 2-3 раза в каждую сторону.

10. Игра "Догони мяч". Взрослый подзывает к себе ребенка, бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести мяч. Повторить от 4 до 6 раз. Продолжительность занятия 18 - 20 минут.

КОМПЛЕКС 10 (2,5 - 3 ГОДА)

1. Ходьба на носках. Малыш ходит по комнате на носках в течение 1 минуты, затем 20 - 30 секунд бегаете и снова ходит 1 - 1,5 минуты.

2. Поднимание рук. Ребенок ложится на коврик животом вниз и берет в вытянутые руки палку. Взрослый приподнимает палку на вы- соту 25 - 30 см, побуждая ребенка тянуться вверх. Повторить 3 - 4 раза.

3. Поднимание ног. Ребенок лежит на коврике спиной вниз. Взрос- лый держит над его ногами горизонтально палку на расстоянии 25-30 см от них и побуждает малыша поочередно или одновременно поднимать ноги и касаться ими палки. Повторить 3 - 4 раза.

4. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках мяч среднего размера - диаметром 12- 15 см, стоя на расстоянии 100- 120 см от взрослого. Подняв мяч вверх и назад, он бросает его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает его ребенку. Повторять от 4 до 6 раз.

5. "Велосипед ". Малыш лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибая и разгибая их, имитирует езду на велосипеде. Проделать 3 - 4 раза каждой ногой.

6. "Киска ". Ребенок лежит на спине. Поворачиваясь на бок, подтягивает ноги к животу, кладет руки под щеку, изображая спящую кошку, затем "просыпается" - встает на четвереньки, прогибает спи- ну. Повторить 3 - 4 раза.

7. Повороты. Малыш лежит на спине, подняв вверх прямые руки и выпрямив ноги. В таком положении он поворачивается на бок, затем на живот, на другой бок и снова на живот, на другой бок и снова на спину. Выполнять по 2-3 раза в каждую сторону.

8. Ходьба с палкой за спиной. Ребенок держит палку длиной 60 см и диаметром 1-1.5 см за спиной и ходит по комнате, высоко подняв голову и не сгибая туловища. Продолжительность ходьбы 30 - 50 секунд.

9. Подбрасывание мяча. Малыш держит в руках мяч диаметром 12 - 15 см, затем подбрасывает его вверх впереди себя. Повторить 3 - 4 раза.

10. Ходьба по спиральной дорожке. На полу мелом рисуют спи- ральную дорожку длиной 3 -4м и шириной 25 - 30 см. Ребенок идет по дорожке сначала на пятках, затем обычным шагом, стараясь не наступить на черту. Проделать по 2 раза в ту и другую сторону.

II. Бег на носках. Малыш бежит по комнате под удары в бубен или хлопки в ладоши, соблюдая указанное направление и ритм.

12. Ходьба на всей ступне. Ребенок ходит по комнате, положив руки за голову и стараясь держаться прямо (1 - 1,5 минуты).

Продол- жительность занятия 20 - 25 МИНУТ.

Источник: ten2x5.narod.ru