Развитие моторики

Развитие мелкой моторики

Консультируя родителей, готов ли их ребенок к школе, мы часто видим детей, у которых слабо развиты пальцы рук.

Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом.

Подготовка руки ребенка начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Тренировка пальцев является также средством развития интеллекта и развития речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учите ребенка:

  • разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь ;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
  • заводить будильник, игрушки ключиком;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
  • резать ножницами ( желательно небольшого размера);
  • конструировать из бумаги ( « оригами»), шить, вышивать, вязать;
  • рисовать узоры по клеточкам в тетради;
  • заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами ( кольца, перекладина и др.);
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • делать пальчиковую гимнастику.

Упражнения для моторики руки

Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Образец: Задание:

Упражнение « Угадай, кто я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: « В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это». Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки ( так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

- Игра « Самолеты за облаками»

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них — облака. Вы говорите ребенку: « Смотри, какие разные облака — одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое — светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом — ночью, дом — вечером.

Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук

Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец — три геометрические фигуры ( треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно ( с большим нажимом карандаша), круг — средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

Игра « Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры ( сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

Игры для развития тонкой моторики пальцев рук

Игра « Гребешок»

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

Игра « Кошка выпускает коготки»

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра « Лесенка»

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница.

Игра « Бег»

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра « Быстрое вращение»

Сцепить пальцы рук в замок ( не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

Игра « Колечки»

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец — указательного и большого — это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Игра « Бумага, ножницы, камень»

Играете вместе с ребенком. В такт словам « бумага, ножницы, камень» встряхиваете сжатыми в кулак руками.

То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово « бумага», то следует выпрямить пальцы ( они плотно прижаты друг к другу), если это слово « камень», то рука сжимается в кулак, если слово « ножницы», то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

бумага камень ножницы

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра « Солнце, заборчик, камешки»

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это « солнышко».

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить — это « заборчик».

Обе руки сжать в кулаки — это « камешки».

По вашей команде: « Солнышко», « Заборчик», « Камешки» ребенок ( группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки — кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Игра « Замок»

На двери висит замок ( пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок )

Кто открыть его бы смог?

Потянули, ( локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными )

Покрутили, ( кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев )

Постучали ( постукивают друг о друга основания ладоней )

И открыли! ( пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны ).

Игра со спичками

Укладываете четыре спички ( две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

18 Сентябрь 2013, 1575 просмотров.

Источник: correct.pupils.ru