Некоторые рекомендации и упражнения для работы с детьми 1-2годов обучения (часть1)

Добавил: Прохоров В. (27 Июня 2011)

В последнее время появилось большее количество различных рекомендаций и упражнений, как в нашей, так и в перевод­ной литературе, для обучения детей навыкам ориентирова­ния. В этом колоссальном ко­личестве весьма полезных уп­ражнений легко заблудиться как в лесу, если ясно не представлять, какие задачи должны быть решены на этом этапе.

С моей точки зрения на этом этапе (1-2 год обучения) нужно достичь трех основных задач:  

1 . Свободное   чтение карты. Под этим подразумевается, что ученик, глядя на местность вокруг себя, легко находит свое местоположение на карте в ка­кой-то не слишком большой ограни­ченной зоне и наоборот: глядя на карту, он может моделировать в своем воображении, как выглядит эта мест­ность в жизни.  

2. Приобретение чувства расстояния. т.е. соответствия размеров объектов на карте в определенном масштабе их размерам на местности. Или попросту говоря, чтобы ребенок на уровне под­сознания приблизительно ощущал, че­му на местности соответствует 1 см или 5 см на карте. Это чувство нужно развивать даже и по причине безопас­ности детей, т.к. бывали случаи, что заблудившись на местности с рабочей зоной около 500 м ребенок может пробежать в одну сторону несколько километров.  

3. Свободное владение компасом. Под этим подразумевается, что ученик может с достаточной точностью бежать в нужном направлении и вовремя под­правлять это движение при отклонении от нужного азимута.  

Эти технические навыки являются от­правным базисом для всего дальнейшего совершенствования мастерства.

Все то огромное количество различных упражнений, которое встречается в лите­ратуре можно и нужно применять на практике, но никогда не нужно забывать, что основная масса времени  на технических тренировках в этом возрасте должна быть затрачена на развитие базовых тех­нических навыков.

Ниже приводится ряд упражнений и описаний технических тренировок, способ­ствующих совершенствованию чтения кар­ты. Здесь представлены как хорошо из­вестные упражнения, так и оригинальные, разработанные автором.

А. Упражнения, проводимые в помещении  

1. Диктант. Тренер словами описывает «нитку», по которой двигаются участники, а их задача следить по карте за движе­нием.

а) Ученики по очереди описывают словами, что они бы видели на местности перед собой и вокруг себя, двигаясь по нарисованной на карте «нитке».

Особенно злоупотреблять этим упраж­нением не стоит, т.е. детям оно довольно быстро надоедает и его лучше всего поводить в качестве разминки перед какой-то другой работой.

2. Тренер схематично рисует на чис­том лисе бумаги в увеличенном масштабе (в 2-3 раза) некоторые фрагменты из карты (примерно 1x1 см). Изображение не должно быть точным воспроизведением кусочка карты, а отражать наиболее характерные и важные элементы местно­сти с точки зрения бегущего спортсмена.

Задачей учеников является отыскание по этому рисунку соответствующий кусочек на карте. Это упражнение является зна­чительно более полезным, чем просто поиск вырезанных из карты кусочков, поскольку их ищут обычно просто «фо­тографическим» сравнением не осмысли­вая того, что там изображено, а при куске карты нарисованном от руки это становится невозможным и приходится осмысленно представлять, что там нари­совано.

Это упражнение можно проводить в различных вариантах:

а) отыскиваются визуальным сравнени­ем в произвольном месте   карты;

б) кусочки логически увязаны общей ниткой дистанции и отыскиваются на ско­рость;

в) на память;

г) отыскиваются не кусочки карты, а отрезки качественно изображенной «ни­тки» дистанции;

д) при физической нагрузке в виде эстафеты.

3. Тренер на карте наносит несколько этапов от КП до КП. Ученик должен на чистом листе бумаги качественно изобра­зить схему этапа (по выбранному им пути движении), отражая все наиболее суще­ственные с его точки зрения ориентиры, по которым он без ошибок сможет преодолеть этом этап.

Это упражнение, я считаю, является одним из наиболее полезных при технической подготовке в зале.

Его можно проводить в следующих вариантах:

а)    этап рисуется глядя на карту;

б)    на память;

в)    при чередующейся физической на­грузки.

4.Тренер готовит набор карточек, на которых:

а) словами

б) схематично нано­сятся некоторые стандартные действия во время реального прохождения дистанции.      Например: «бег по дороге», «уход с дороги влево», «пересечение болота», «огибаем бугор справа» и т.д.

После подготовки нескольких таких комплектов тренер показывает на карте этап с нари­сованным разумным путем движения (не слишком длинным) и ученики вначале глядя на карту, а в дальнейшем на память, должны из этих подготовленных карточек составить описание преодоления этого этапа.

5.На карточке довольно схематично нарисован комплекс из 4-6 ориентиров. Задача: на спортивной карте найти не­сколько похожих мест.

6.На карте выделено несколько квад­ратиков (или вырезано из нее). Эти же самые, квадратики нарисованы в увеличен­ном масштабе на обратной стороне карты с некоторыми существенными изменени­ями. Учащийся вначале изучает на карте выделенный квадрат до 10 сек в зависи­мости от сложности), а затем перевора­чивая карту, на качественном изображении того же самого квадрата он должен найти эти существенные отличия.

а) рисуется несколько похожих квадра­тов, но с некоторыми изменениями, а один принципиально соответствующий кар­те.   Задача   — найти   правильный.

7.На карте с расчлененным рельефом нанесены несколько КП и через точки КП проведены несколько прямых линий (2-4 см). Задачей ученика является построение (возможно качественная зарисовка) про­филя рельефа по сечению вдоль нарисо­ванных линий.

8.На карте планируется некоторая «нитка» с КП (аналог зимней «маркиров­ки») и на карточках составляется ее словесное или схематичное описание (луч­ше когда с чередованием присутствует и то и другое), причем например этап от 1 до 2 КП описан на двух карточках (1-я половина этапа на одной, а 2-я половина этапа на другой). Обычно составляется «нитка» из 8-10 КП, т.е. нужно подготовить 16-20 карточек. Эти карточки расклады­ваются в зале по кругу через 3-4 метра (удобнее всего на гимнастических скамей­ках).

Проводится полный аналог «марки­ровки» в зале с раздельным стартом, т.е. участники стартуют через минуту со своими чистыми картами и по описаниям на карточках стараются определить «нитку дистанции» и проколоть в нужных местах КП.

а) ученики оставляют свои карты на одном конце зала, в карточки с инфор­мацией лежат в ряд на другой стороне зала и информацию нужно запоминать на память. Можно бегать туда и обратно любое количество раз и запоминать под одной, либо по несколько карточек.

9.На одной стороне зала находятся карты с нанесенной «ниткой» дистанции (без КП). Задачей учеников является перенесение нитки на свои чистые карты, которые находятся на другом конце зала, причем бегать из одного конца зала в другой можно произвольное количество раз и соответственно запоминать «нитку» можно по отрезкам произвольной длины. Эта задача несколько похожа на хорошо известную «переколку по памяти», однако здесь работа принципиально более слож­ная,   т.к.    КП обычно отыскиваются   чисто «фотографическим восприятием», а «ни­тку» нужно строить сознательно оценивая структуру рельефа и рисунок линейных и площадных ориентиров.

10. На одном конце зала лежит две одинаковые карты с некоторым количе­ством обведенных квадратиков или круж­ков (1x1 см или больше в зависимости от масштаба и сложности карты), причем они должны быть пронумерованы по порядку и могут быть увязаны некоторой «ниткой» дистанции. Н а другом конце зала лежат две таких же чистых карты.

Все ученики делятся на две команды и соревнуются в эстафете. Эстафета про­водится таким образом: один из участни­ков каждой команды бежит с чистым листом бумаги и карандашом к карте с обведенными квадратиками и старается перерисовать первый квадратик таким образом, чтобы отразить все наиболее существенные детали, чтобы остальные члены его команды по его рисунку, но без его помощи (можно говорить только правильный или неправильный квадратик найден, а что-либо показывать или давать словами какую-либо другую информацию нельзя) нашли на карте перерисованный им квадратик.

Если какая-либо команда долгое время не может найти правильный квадратик, то тот, кто рисовал, может сбегать еще раз и добавить какую-то информацию, которая могла бы помочь при поиске. После того, как правильно будет найден первый квадратик, бежит второй участник и т.д.

Обычно эта эстафета вызывает большой интерес у детей при определенной их технической готовности (при слабой под­готовке им просто не интересно) и не требует большой подготовки от тренера.

11. Берется карта с мелким или сред­ним рельефом и на ней рисуются круги с отмеченным центром (или просто точкой внутри круга) диаметром 2x2 см. В отмеченной точке находится «солнце». Ученики должны карандашом, лучше про­стым, закрасить внутри круга участки местности, которые окажутся в тени, при условии, что «солнце» находится на уровне земли, в соответствии с рельефом мест­ности, изображенной на карте. «Солнце» лучше размещать повыше, чтобы не все находилось в тени. При расположении «солнца» на склоне бугра в сильно расчлененном рельефе задача становится нетривиальной и может представлять сложности даже и для взрослых. Неболь­шие отклонения от строгой геометрии значения не имеют.

12. На карте нарисованы круги разме­ром 3-5 см. Карту лучше брать со средним «бугристым» рельефом. Пред­ставим себе, что эти круги имеют, со­гласно нарисованного на них рельефа, реальный выпуклый профиль из твердого вещества. Теперь представим себе, что эти рельефные диски мы перевернули и положили на стол. Как всякое тело про­извольное «неровной» формы они будут опираться на некоторые три точки. Задача состоит в нахождении этих трех точек на карте внутри нарисованного круга или на его границе. Альтернативная задача: рель­ефный диск лежит не в перевернутом, а в прямом положении, т.е. он будет опираться не на самые высокие бугры, а на самые глубокие ямы. В некоторых случаях эта задача может оказаться весьма нетривиальной не только для детей.

13.На карте между двумя точками найти путь с наименьшим набором высо­ты.

14. Имеется нарисованный на карте этап с каким-то разумным путем движения и словесное описание этого пути, напи­санное на карточке (для облегчения под­готовки тренер может экспромтом глядя на карту описывать маршрут движения).

Упражнение проводится таким образом: ученик 10-15 сек по карте изучает мар­шрут движения, после чего отдает карту тренеру и, слушая тренера или читая текст на карточке, следит за правильно­стью его реализации.

Идея заключается в том, что в какой-то момент в описании этапа происходит отклонение от пути, нарисованного на карте.

Задача ученика в том, чтобы заметить этот момент откло­нения от нарисованного на карте пути.

Журнал «О -вестник   №1.1993                                              Юрий Худеньких

Продолжение следует.

Источник: sport-lessons.ru