Вокальные упражнения для взрослых и детей

В вокально-техническом смысле никаких особых специальных вокальных упражнений для взрослых и упражнений для детей не существует, так как не существует никакой отдельной специально детской или взрослой музыкальной системы.

А именно, и для взрослых и для детей

– и музыкальный звукоряд один и тот же (до, ре, ми, фа, соль, ля, си с диезами и бемолями)

– и ритмическая структура музыки та же (целые, половинки, четверт, пунктирный ритм, синкопа, двудольность, трёхдольность и т.д.)

– и виды вокальной техники те же (легато, стаккато, портаменто, беглость, кантилена, трель, филировка и т.д.)

– и мелодика упражнений та же (гаммы, арпеджио)

– и речевые проблемы те же (языки те же, чаще всего, русский, итальянский, немецкий, английсикй, французский, латынь )

– и набор особо полезных для постановки голоса звуков речи тот же (гласные, согласные и слоги, например, а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у, м-м-м, йо-о-о, ми-и-и, ды-ы-ы, ля-а-а, на-а-а, рэ-э-эй, и т.п.)

– и т.д.

Для того, чтобы лепить из этого материала простые, легко запоминающиеся короткие мотивчики, которые могли бы служить вокальными упражнениями, не надо быть композитором. Это может сделать каждый начинающий музыкант.

Техническая же сложность упражнений зависит не только от мелодической сложности упражнения, но и от скорости и тесситуры его пропевания.

Хотя, конечно, если упражнение представляет собой хроматическую гамму в две октавы, которую надо пропевать по три-пять раз кряду на одном дыхании с чередованием легато и стаккато, то такое упражнение при всей музыкальной простоте его мелодии в техническом плане очень трудно для любого певца, потому что в нем трудно всё

– и точно интонировать

– и успевать петь ноты в неизбежно очень быстром темпе

– и успешно доставать все крайние (верхние и нижные) ноты, да чтоб красивым голосом

– и задерживать (экономить) дыхание на очень длинную трудную фразу, да несколько раз подряд практически без передыху

– и т.д.

На уроках вокала для детей пение упражнений лучше сократить до минимума, а иногда исключать вовсе. И не потому, что упражнения детям не полезны, а потому что не любят дети упражнения. И если перегружать уроки вокала для детей упражнениями, есть риск добиться того, что заодно с вокальными упражнениями дети разлюбят и уроки пения, и уроки музыки, и даже музыку вообще.

Сейчас в детской педагогике доминирует концепция, что любые уроки (в том числе уроки музыки) полезно превращать в игру. И в этом смысле было бы полезно все время применять и все время менять игровую форму упражнений. А вот то, какие игры придумать из пения гамм и арпеджио, зависит от фантазии педагога и его способности превращать в игру любой учебно-методический материал.

Но, я думаю, в воспитательных целях лучше почаще менять не упражнения, а художественные произведения. И добиваться того, чтобы уроки были интересны, надо тоже не столько на упражнениях, сколько на произведениях.

На вокальных же упражнениях, которые вряд ли могут длиться более 5-10 минут, я думаю, было бы полезно постепенно приучать детей к тому, что занятия музыкой – это не только веселые развлечения, но и серьезная работа тоже.

Ведь не только уроки вокала и вокальные упражнения, но и вся наша жизнь постоянно требует некоторого количества скучных, однообразных, но необходимых усилий.

Взрослые же по моим наблюдениям по их отношению к упражнениям делятся как минимум на три группы

– те, что к упражнениям более или менее равнодушны

– те что упражнения терпеть не могут, и либо отлынивают от них как могут, либо все-таки их терпят по необходимости

– те, что упражнения очень любят, либо потому что наслаждаются получаемой от них пользой, либо потому что наслаждаются спортивным азартом, возникающем у них в момент пропевания упражнений.

Источник: www.vocalistica.ru