Datalife Engine Demo

Моя гитара » Уроки игры на гитаре » Уроки гитары - Положение рук на гитаре: левая рука - Урок 5

Уроки гитары - Положение рук на гитаре: левая рука - Урок 5

автор: Guitar | 4 августа 2009 | Просмотров: 64494

Старайтесь не перепрыгивать с урока на урок, а последовательно отрабатывайте все задания и положения - это принесет больше пользы в дальнейшем.

Итак…

Примите классическую позицию.

Правую руку положите обечайку гитары сверху для более прочного удержания гитары пока мы будем с Вами заниматься левой рукой.

Левую руку опустите вертикально вниз в её естественное положение и максимально расслабьте…

Естественно приподнимая предплечье, поставьте кисть на высоту первых ладов и расположите большой палец на средней линии задней части грифа.

Приподняв и округлив запястье, свободно согните пальцы и последней фалангой (естественно – на которой находится ноготь :) ) прижмите струны к грифу.

Большой палец является той силой, которая противостоит нажиму на струны рабочих пальцев.

Нужно следить, чтобы большой палец не давил на гриф очень сильно, иначе кисть левой руки очень быстро устанет и могут появиться болевые ощущения в кисти.

Не выставляйте большой палец сверху грифа - он должен находиться за грифом приблизительно посередине и упираться в него подушечкой пальца.

Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть находилась на некотором расстоянии от грифа. В таком случае пальцы действуют с легкостью и каждый из них по необходимости охватывает максимальный отрезок грифа.

Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца.

Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ (когда один палец прижимает все струны сразу на каком-либо ладу с 1-ой по 6-ую струны) на всех струнах указательным пальцем.

"Если мы защипнем натянутую обычным способом струну, — писал Агуадо, — то вследствие ее колебаний возникнет звук, который будет длиться до тех пор, пока не прекратятся колебания струны. Когда колеблется вся струна, точками ее опоры служат верхний порожек и подставка. Это то, что называют открытой струной. Но если на струну поставят палец, так чтобы он прижал ее к грифу, длина колеблющейся части уменьшится, и точками ее опоры будут, с одной стороны, подставка, а с другой — палец"

(Точнее, металлический порожек лада, на котором палец прижимает струну.).

Отсюда мы можем сделать следующие принципиальные выводы:

1. Палец, который прижимает струну, должен это делать с достаточной силой, чтобы хорошо зафиксировать одну из опорных точек колеблющейся части струны, которая при звукоизвлечении будет давать чистый звук без дребезжания, но не более того.

2. Эта сила должна быть равномерной и постоянной в течение всего времени использования колебания струны.

3. Для того чтобы прекратить звучание, достаточно остановить колебания струны.

Кисть левой руки должна быть параллельна грифу.

Нельзя излишне напрягать кисть, иначе она утратит пластичность.

Ее роль заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне тех ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать растяжению пальцев и их свободному движению по всему грифу.

Большой палец поддерживает кисть, служит ей опорой, способствуя ее устойчивому положению, а также уравновешивает силу нажима на струны других пальцев.

Добившись естественного действия руки, необходимо следить за сохранением ее правильного положения.

Когда кисть передвигается выше XII лада, большой палец, скользя по шейке грифа, перемещается к нижнему краю грифа у места его соприкосновения с верхней декой.

Пальцы, находящиеся на струнах, должны оставаться закругленными (это хорошо видно на рисунках).

При обратном движении большой палец занимает свое обычное положение.

Пальцы левой руки передвигаются по отношению к струнам в двух направлениях — поперечном и параллельном.

Зависящие от всей руки, эти движения включают в себя еще два движения, относящихся исключительно к пальцам:

- сближение и

- растяжение последних.

В целом, передвижение пальцев по грифу состоит из сочетания указанных движений. Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу даже в случае нажатия на крайние, басовые — пятую и шестую — струны. При игре на ближних — первой или второй — струнах локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредоточивается на кончике каждого пальца.

Усилие должно быть не больше, чем необходимо для извлечения звука соответствующей громкости и длительности

Для достижения большей протяженности и слитности звука необходимо, чтобы при передвижении кисти пальцы как можно меньше приподнимались над струнами.

В принципе нажатие на струну надо прекращать только по окончании звучания извлекаемой ноты. Если следующий звук на той же струне должен извлечь тот же палец, то он, прекращая нажим, при передвижении тем не менее полностью от струны не отрывается.

Только в результате постоянных и сосредоточенных занятий гитарист сможет усвоить логичную и естественную аппликатуру, которая позволит ему более легко и художественно исполнять разучиваемые произведения.

Как Вы уже знаете из раздела «Строение гитары » гриф состоит из 19 ладов.

Лады на гитаре считаются от верхнего порожка.

Первый лад – это первый МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ порожек.

Лады обозначаются римскими цифрами:

I – II III – IV – V – VI – VII – VIII – IX – X – XI – XII – XIII – XIV – XV – XVI – XVII – XVIII – XIX

На гитарах начального уровня лады V, VII и IX (или X) помечаются белыми кружочками или другими метками для облегчения поиска ладов при обучении.

Иногда такие метки находятся сбоку грифа.

Если у Вас таких меток нету, то Вы можете наклеить на боровую поверхность грифа маленькие кусочки изоленты в районе указанных ладов для облегчения отработки последующих упражнений.

Обозначение пальцев левой руки

Система обозначений пальцев рук при игре на любом музыкальном инструменте называется АППЛИКАТУРОЙ.

Вы уже сталкивались с этим термином в статье «аппликатура »

Струны на гитаре обозначаются арабскими цифрами в кружочках:

Сейчас, соединив свои знания об обозначениях ладов, струн и пальцев левой руки сделайте следующее:

① -ю струну необходимо прижать:

- 1-м пальцем на I-м ладу

- 2-м пальцем на II-м ладу

- 3-м пальцем на III-м ладу

- 4-м пальцем на IV-м ладу

Не забывайте, что пальцы должны быть закруглены, запястье полукруглое.

Струны прижимаются возле металлических ладов самыми кончиками пальцев таким образом, чтобы ногтевая фаланга была как можно более перпендикулярной плоскости грифа.

Посмотрите ещё раз все приведенные в этом уроке фотографии…

Указательный палец и мизинец могут немного отклоняться в стороны, но они должны стоять перпендикулярно.

Очень нежелательно ставить руку в положение, показанное как на рисунке внизу:

Из такого положения будет тяжело играть.

Самостоятельная проверка положения левой руки:

- Головка грифа находится не ниже плеча

- Большой палец находится за грифом приблизительно в середине грифа и напротив указательного пальца.

- Четыре пальца стоят кончиками пальцев на первой струне возле металлического порожка перпендикулярно плоскости грифа

- Кисть левой руки параллельна длине грифа

- Кисть равноудалена внутренней поверхностью ладони от грифа (приблизительно 3 см)

- Запястье прямое, без сильных изгибов и искривлений

- Локоть левой руки отведён немного влево

- Плечо левой руки расслаблено

Постановка пальцев и направление прижима струн

Упражнение на левую руку

Прижмите слегка первым пальцем левой руки первую, самую тонкую, струну на третьем ладу.

Большим пальцем, который сзади грифа, немного увеличьте давление.

Постарайтесь сохранить правильное положение руки. Не страшно, чесли звук плохой: струна прижата не полностью.

Не жмите на струну все время, экономьте силы. Пальцы не должны прогибаться, и давят на струну не сбоку, а сверху, молоточками.

Играем ударом апояндо парой пальцев i-m на прижатой струне. Не спешим. Проверяем правую и левую руку.

Ставим на первую струну третий палец на пятом ладу.

Играем парой пальцев m-a.

Не заботимся о звуке, следим за руками. Особенно за правой.

Теперь следим за обеими руками и играем то на 1-й, то на 2 -й, то на 3-й струнах, прижимая их разными пальцами левой руки на разных ладах, кроме первого: он самый трудный.

Палец левой руки лучше ставить на струну не в середине лада, а ближе к ладу.

Не торопитесь на следующий урок, лучше несколько дней поработайте над тем, что есть. Не ускоряйте и не зажимайте руки. Дайте пальцам окрепнуть. Это очень важно.

Больше часа не занимайтесь, иначе переутомите пальцы. Поиграйте так 2-3 дня.

Источник: www.mygitara.ru