Скорочтение и дети

Один из самых спорных вопросов с скорочтении - это обучение скорочтению детей и школьников. Многие преподаватели скорочтения утверждают, что главное для ребенка - это научиться правильно читать, а не быстро читать. Вот когда маленький человек повзрослеет и научится самостоятельно ставить перед собой цели, когда он сможет отделять мусор от действительно важной информации, вот тогда методикам скорочтения можно будет найти применение.

Скорочтение побуждает школьника спешить, торопиться, быть не внимательным. Нужно ли это родителям? То есть создается видимость того, что ребенок читает, а на самом деле - нет.

Однако, некоторые упражнения из курса скорочтения можно применить к детям и школьникам. Например, можно выполнять упражнения на концентрацию, на расслабление, на вхождение в состояние восприятия важной информации.

Пара слов о вреде скорочтения для детей:

Почему детям вредно изучать скорочтение, приведу на примере американских негров. Вместо того чтобы говорить Yes, они сократили до Ya– видимо это произошло от того, что они, не обучаясь в школе, не чувствуют глубинных корней слова.

Скорочтение, это во многом отгадывание и проскакивание через ненужные куски текста. Человек с малым жизненным опытом не будет правильно воспринимать реперы текста и не правильно понимать мысль автора.

Совет

Для того чтобы научится скорочтению, нужно сначала научится читать неправильно, а затем, при достижении 14 летнего возраста, переучиваться читать правильно. На мой взгляд быстрое чтение подразумевает под собой быстрое восприятие материала, с одновременным его усвоением (всего или частично).

Скорочтение - от 2 слов "скорость" и "чтение". Давайте рассмотрим понятие "скорость" на примере автомобиля. Чем больше скорость, тем быстрее автомобиль попадет из точки А в точку Б. Точка Б - цель чтения. А цели чтения бывают разные. И если подумать об все этом, то вы придете к выводу, что скорочтение - это быстрое мышление.

Что толку быстро читать текст, если в результате ребенок ничего не понял из того, что он читал? Как нам кажется всё зависит от возможностей самого ребёнка, а не от его возраста.

Ведь что бы научить быстро ездить надо сначала научиться ездить.

Можно заниматься некоторыми видами упражнений из курса скорочтения. Например, с детьми можно заниматься таблицами Шульте

Читайте по теме скорочтения и дети следующие статьи:

Некоторые рекомендации по развитию скорости чтения у детей !

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
  2. Жужжащее чтение.
  3. Каждодневные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном.
  5. Режим «щадящего» чтения. Ребенок читает одну-две строчки, затем следует кратковременный отдых.
  6. Развитие оперативной памяти при помощи зрительных диктантов.

Упражнения для развития скорочтения для детей.

Детям надо давать стимул. Стимулировать необходимо осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям.

Скорочтение для детей - выдержки из архива форума

Вопрос:

У меня подрастает дочка. Сейчас ей три года и я ненавязчиво учу ее чтению. Я немного адаптировал ее тем что учу запоминать сразу склад (слог) и сейчас она может читать простые слова типа (КАША, РЫБА, МОЛОКО, КИСА и т.п.).

Однажды я встречал методику обучения детей чтению на основе мгновенного зрительного восприятия (ребенку по-очереди показывают таблички с ярко написанными складами (словами) на несколько секунд и одновременно произносят их, таким образом формируя в голове складами - словоформами. Эта методика имела ряд ограничений по характеру ребенка и я не обратил на нее достаточного внимания, однако несомненным достоинством методики, как мне кажется, было отсутствие артикуляции в обучении.

Ответ Сергея Михайлова

Имейте в виду, что ребенка скорочтению до 14 лет просто опасно! Занимаясь скорочтением с детьми вы рискуете заложить серьезные проблемы познавательные стратегии и сделать детей безграмотрыми.

Задача ребенка не оптимизировать чтение, а научиться читать правильно. Ребенок не должен отгадывать слова или предложения (а это один из столпов скорочтения). Для взрослого человека отгадывание сути предложения мимолетным взглядом - вполне приемлемая стратегия, но не для детей.

Для того чтобы научится скорочтению. нужно сначала научится читать неправильно, а уж потом ускоряться.

Просто для начала необходимо, чтобы ребенок умел свободно читать. Если ребенок свободно читает до 10 лет, то можно ускорять скорость чтения.

Осваивая скорочтение, не учишься читать, а учишься эффективнее читать. У школьника не цели "скорость". Есть цель "внимание". Есть цель "правильно понять". Есть цель "удовольствие". Дети не читают отраслевую литературу, а красивые книжки. И надо научиться смаковать и получать удовольствие. А гонки всех видов у них еще впереди.

Поэтому грамотно будет учить ребенка художественному чтению.

Конечно, можно заниматься скорочтением с детьми, но под надсмотром взрослых

Ответ с форума скорочтения

Моему сыну достаточно трудно давалось (да, практически никак не давалось) чтение по слогам (складам) перед школой и я рискнул применить в легкой форме методы скорочтения, упростив и адаптировав все что можно под семилетний возраст. Но, читал он как раз вслух, а не про себя. Такое было мое условие. Получается глаза видят слово или несколько слов, а произносится все с обычной скоростью проговаривания. Сейчас сын перешел в четвертый класс, а равных ему в его классе по чтению текстов и по чтению стихов с выражением как не было, так и нет.

Мне кажется, что желательно человеку с малых лет уметь читать с разными скоростями от медленного традиционного до самого быстрого. И вот это умение применять разные техники там, где это нужно и есть искусство чтения.

Ответ другого форумца:

На мой взгляд быстрое чтение подразумевает под собой быстрое восприятие материала, с одновременным его усвоением (всего или частично).

Скорочтение - от 2 слов "скорость" и "чтение". Давайте рассмотрим понятие "скорость" на примере автомобиля. Чем больше скорость, тем быстрее автомобиль попадет из точки А в точку Б. Точка Б - цель чтения. А цели чтения бывают разные. И если подумать об все этом, то вы придете к выводу, что скорочтение - это быстрое мышление.

Что толку быстро читать текст, если в результате ребенок ничего не понял из того, что он читал? Как нам кажется всё зависит от возможностей самого ребёнка, а не от его возраста.

Ведь что бы научить быстро ездить надо сначала научиться ездить.

Еще мнение:

Ходили правда на каникулах подряд 10 дней по-моему. У старшего без изменений. Чуть-чуть помогло ему выбирать в тексте самое главное.

Дочка быстрее стала читать и лучше пересказывать, схватывала самое главное в тексте.

Я тоже ходила, но не каждый день, потом пожалела об этом. Мне, в принципе, ничего не дало.

В плане личного развития - дети стали повнимательнее, более "четко" выслушивали просьбы и соответственно их продуктивнее выполняли.

Источник: magicspeedreading.com