Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.

Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.

Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

4. Упражнение "Месим тесто"

Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: "пя-пя-пя". Затем покусать язык зубами, произнося: "та-та-та".

Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч.

Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: "ау", "уа", "ио" и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

Цель: развитие силы и высоты голоса.

Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите "ду-ду" с разной степенью громкости и силы голоса.

8. Игра "Хлопни, когда услышишь"

Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.

Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук "м". Дальше взрослый произносит ряд звуков, где "м" чередуется с другими. Например: "м", "в", "н", "л" и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

Цель: развитие речевого дыхания.

На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.

Например:

– "Уроки логопеда" Косинова Е.М.;

– "Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно" Новиковская О.А.;

– "Альбом по развитию речи для самых маленьких" Батяева С.В.;

– "Альбом по развитию речи" Володина В.С.;

– "Логопедические игры для детей" Гаврилова А.С. Шанина С.А. Ращупкина С.Ю.

Источник: workingmama.ru