Коррекционные занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Своевременные коррекционные занятия для детей-дошкольников с нарушениями речи являются обязательным условием полноценного детского развития, а также важнейшим этапом подготовки к школьному обучению. Родителям важно знать, что речевые нарушения способны серьезно повлиять на формирование психики ребенка и отразиться на его поведении, в частности, привести к тому, что он замкнется в себе, начнет проявлять недоверие к окружающим, у него могут сформироваться отрицательные черты характера (нерешительность, застенчивость, неуверенность).

Чтобы этого не происходило, необходимо вовремя начать занятия, направленные на устранение дефектов или недоразвития речи. При подозрении на речевые нарушения следует как можно раньше обратиться к логопеду. Специальные коррекционные программы для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы с речевым развитием, позволяют успешно справиться со всеми дефектами, а чем раньше будут начаты занятия, тем быстрее они будут устранены.

Но если с ребенком работает профессиональный логопед, это вовсе не означает, что родители не должны заниматься развитием речи малыша. Наоборот, им нужно как можно активнее участвовать в этом процессе. Успех коррекционных занятий с детьми зависит от совместной работы логопеда и родителей.

Как правило, при разработке коррекционной программы для детей с нарушениями речи логопед предусматривает домашние занятия, которые будут проводить с ребенком родители. Но помимо обязательных упражнений мама и папа могут вносить в занятия разнообразие, проводя их в виде интересных игр и, тем самым, делая более увлекательными для ребенка. Кроме того, им необходимо создать для малыша условия, которые будут способствовать более эффективному и быстрому исправлению речевых дефектов.

Общие рекомендации родителям

В первую очередь родителям следует помнить о правильном отношении к ребенку. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на проблеме, давить на малыша и заставлять его заниматься через силу.

Даже несмотря на то, что практически все коррекционные упражнения для детей разрабатываются таким образом, что любому ребенку будет интересно ими заниматься, нужно следить, чтобы тренировки не надоедали малышу и не утомляли его. Оптимальная продолжительность занятия с ребенком – не более 15–20 минут (если только он сам не хочет поиграть подольше). Но заниматься можно и несколько раз в день, главное – делать между развивающими играми и упражнениями перерывы на отдых.

Также очень важно понимать, что развитие речи – это непрерывный процесс, который не ограничивается одними упражнениями и специальными играми. С ребенком нужно как можно больше разговаривать, внимательно следя за собственной речью: она должна быть неторопливой, четкой и понятной. Когда малыш совершает какие-либо речевые ошибки, поправлять его нужно корректно и спокойно, стараясь использовать вопросительные интонации (например, ребенок сказал – «кафа», спрашивать – «Каша? Ты хочешь кашу?»).

Во время занятий ребенку необходимо создавать позитивный настрой. Важно проявлять спокойствие и терпение. Всегда помните о том, что любое раздражение и нетерпимость способны только усугубить проблемы и свести все усилия к нулю. У малыша не все будет получаться с первого раза, и задача родителей – поддержать его и придать уверенность в своих силах. Радуйтесь даже самым маленьким успехам, как можно больше хвалите ребенка, и тогда положительный результат не заставит себя ждать.

Игры и упражнения с детьми для развития речи

Коррекционные игры для детей с нарушениями речи очень разнообразны, и подбирать их нужно совместно с логопедом таким образом, чтобы они были направлены на решение конкретных имеющихся проблем с речью – недостатка словарного запаса, заикания, неправильного проговаривания звуков и т.д. Вместе с тем мамам и папам можно и нужно выбирать и такие игры и упражнения, которые будут интересны их малышу и позволят проводить развивающие занятия в непринужденной обстановке. Приведем несколько примеров коррекционных упражнений для детей, которые можно использовать для домашних занятий.

Очень хорошими коррекционными играми для детей с нарушениями речи являются те, во время которых используются различные предметы, например, игры с мячом. Их можно проводить по самым разным правилам, придумывая разнообразные условия, а мяч можно кидать из рук в руки или просто катать по полу:

«Буквы» – бросая мяч, нужно назвать какую-нибудь букву, а малыш, кидая мяч обратно, должен назвать слово на эту букву;

«Назови предмет» – кидая мяч, нужно назвать какую-нибудь группу предметов, а ребенок, возвращая мяч, должен называть предмет из этой группы (мебель – стул, посуда – чашка, цветы – ромашка, ягоды – малина);

«Чей детеныш?» – бросая мяч ребенку, нужно называть детеныша какого-нибудь животного, а малыш должен в ответ называть животное: львенок – лев, медвежонок – медведь, цыпленок – курица, совенок – сова (играть можно и наоборот – называть животное, а ребенок будет называть его детеныша);

«Кто где живет?» – кидая мяч, нужно задавать вопросы, задумывая разных животных, а ребенок должен отвечать на них: кто живет в дупле? (белка), кто живет в норе (лиса), кто живет в будке (собака);

«Что, где, когда» – кидая ребенку мяч, нужно задавать ему простые вопросы (что растет на деревьях, где живут рыбы, когда на небе появляется луна), а он, возвращая мяч, должен на них отвечать.

Главное правило, которое следует соблюдать родителям – развивающие занятия, направленные на устранение того или иного речевого дефекта, нужно обязательно проводить в игровой форме: только так они будут действительно эффективны. Также важно помнить, что коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения речи, обязательно должны включать развитие мелкой моторики. Рисование, лепка, игры с мелкими предметами, пальчиковый театр – всем этим занятиям нужно уделять не меньше внимания, чем остальным развивающим упражнениям.

Источник: www.wjtoday.ru