Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Логопедические упражнения для дошкольников  

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звука Рь. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Регулярные занятия с ребенком будут способствовать автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.

В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Рь проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука Рь изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, пряники — вверх, грядка — налево, гриб — вниз. ».

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа: ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, - через одну.

Плоские игрушки для проведения игр с лабиринтами: моряк, принц, тигренок, волшебная палочка, волшебный фотоаппарат, волшебный экран.

Прежде чем начать играть, картинки необходимо вырезать, сложить по пунктирной линии и склеить. У моряка, принца, тигренка предварительно необходимо отогнуть в стороны белые клапаны-подставки (для придания игрушкам устойчивости).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3—6 выполняются 10—15 раз.

Упражнение «Спортивный свисток». Футбольная команда уже собралась, а тренер Боря почему-то опаздывает. Помоги Боре быстро добраться до стадиона. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Рь-Рь-Рь. — ведь именно так звучит свисток тренера.

Упражнение «Песенки». Маленький тигрёнок никак не может научиться рычать. Ему помогут слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с тигрёнком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Рь в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить еще раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5 картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Рь.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку

волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Лабиринт 2

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Шумит. (море).

Лабиринт 3

Упражнение «Живое — неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.

Упражнение «Что делает?» Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Пескари что делают? — Пескари плещутся, плавают, выныривают.

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю и прохлопаю по слогам слово, а ты отгадай его.

Лабиринт 4

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: дальняя, маленькая, русская. — деревня.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: Боре подарили тёплые варежки.

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его половинку (начало или конец). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: скво. -рец, скворец; -ня — дерев-, деревня. Картинки помогут тебе справиться с заданием.

Лабиринт 5

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький.

Образец: гриб — грибок. Есть ли слова, которые нельзя изменить?

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Грива какая? — Длинная, пышная, серая.

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)

Лабиринт 6

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия. Образец: дверь — двери.

Упражнение «Доскажи словечко»*. Я произнесу начало предложения, а ты закончи его,

выбрав подходящее слово-картинку. Образец: На суку сидит старый. (глухарь).

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера из янтаря сделали брошь. Сегодня из янтаря делают брошь. Завтра из янтаря сделают брошь.

Упражнение «Четвёртый — лишний». Помоги Андрею. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Рь.

Логопедическе упражнение «Телефон». Игорю и Рите нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить их без ошибок. Поиграй вместе с ребятами. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук Рь.

Упражнение «Аналогии». Рассмотри и назови картинки. Соедини друг с другом подходящие картинки из красной и синей рамочек. Составь словосочетания по образцу. Образец: моряк и якорь (скворец и скворечник, брюки и ремень, снегирь и рябина,

абрикосы и варенье, грядки и редис).

Логопедческое упражнение «Посчитай». Ребята пришли в огород и решили посчитать овощи, которые там выросли. Образец: одна редиска, две редиски. Каких овощей больше? Каких — меньше? Посчитай овощи в обратном порядке по образцу. Образец: пять редисок, четыре редиски.

Упражнение «Подружи слова». Этот принц — иностранец. Он плохо говорит по-русски и часто путает слова в предложениях. Помоги ему: «подружи» слова и произнеси предложения правильно. Образец: Грядка, репа, расти, на. — Репа растёт на грядке.

Логопедическое упражнение ля детей 4-6 лет «Четыре времени года». Рассмотри и назови картинки. Какая картинка к какому времени года относится? Соедини картинки с изображениями времён года. Составь предложения. Образец: Сирень цветёт весной.

Упражнение «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразы полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Образец: Ри-ри-ри, ри-ри-ри — прилетели. — Ри-ри-ри, ри-ри-ри — прилетели снегири.

Сочини новые фразы-рифмы с этими или другими слогами и словами. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Образец: Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ярко светят фонари.

Логопедические упражнения для детей 4 - 6 лет «Загадки». Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе по-

могут картинки. Соедини загадки с картинками-отгадками. Повтори названия всех картинок-отгадок.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ с самого начала. Придумай название рассказу.

Логопедическое упражнение для детей 4 - 6 лет «Весёлый поезд». Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Рь. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию- дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

Логопедические упражнения для детей 4 - 6 лет «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Рь. Найди слова, в которых звук Рь находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги, и назови их. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: рё — рёва.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги богатырю дойти до терема Кощея Бессмертного и спасти царевну. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слоговое лото». Помоги ребятам собрать сыроежки. Прочитай записанные на шляпках этих грибов слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на сыроежках с одинаковыми шляпками. Составь предложения с получившимися словами.

Упражнение «Собери слово». Выполни задания моряка Андрея, и ты узнаешь, какие слова он загадал. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом. Какие ещё слова со звуком Рь о море и моряках ты знаешь?

Объясни значение этих слов. (Пристань, рифы, фрегат, бриз, горизонт. )

Первый ход — буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Четвёртый ход — две клетки вниз.

Пятый ход — одна клетка вправо.

Первый ход — буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход — три клетки вниз.

Третий ход — три клетки влево.

Четвёртый ход — одна клетка вверх.

Источник: www.mamac.ru