УПРАЖНЕНИЯ

Здесь я буду потихоньку выкладывать различные упражнения для гитары, которые я лично использую (иногда).

Не забывайте, что упражнениями не стоит злоупотреблять, так как используя одни упражнения играть не научишься (на себе испробовано). Упражнения являются лишь сопутствующим инструментом в освоении гитарного мастерства, но они никак не могут заменить работу с произведениями и нотным материалом. Они могут только помочь в трудных моментах, но никак не могут служить самостоятельным элементом в освоении гитары.

Поэтому, практикуйте упражнения, но никогда не зацикливайтесь на них, иначе ваша судьба будет в исполнении одних упражнений, а не музыки.

Ниже я привожу упражнения для правой руки. Далее раздел упражнений будет пополняться различными хитростями и дуростями, служащими для развития независимости и моторики пальцев. Но, это будет потом, а сейчас:

ХИТРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОЙ РУКИ.

Оговорюсь заранее, в этих упражнениях я не развиваю звукоизвлечение, что так важно для большинства гитаристов. Здесь я стремлюсь за ритмикой и акцентированием. Поэтому, для тех, кому важно звукоизвлечение, обратите внимание на него и играйте как апояндо (удар с опорой), так и тирандо (щипок без опоры). Лично у меня на тирандо скорость и четкость упражнений снижается.

Дальше. В упражнениях я использую все пальцы правой руки (если учесть еще и то, что я специально играю и на правую руку, чтобы развивать левую). Вспомним обозначения пальцев правой руки:

Большой палец – p

Указательный – i

Средний – m

Безымянный – a

Мизинец (да-да, я использую и его) – e

Теперь приступим к теории.

При развитии правой руки полезно играть формы, гаммы, арпеджио различных аккордов на гитаре. Каждый раз, изучая новую форму, гамму, арпеджио, правая рука в своей последовательности попадает в незнакомую ситуацию. Переходы между струнами не дают руке и мозгу расслабиться. Поэтому исполнение форм, гамм, арпеджио в последовательностях правой руки, которые я приведу ниже, отличается от исполнения этих последовательностей на одной струне. И ваша моторика и мышление улучшаются (не забывайте, что упражнения не заменяют музыку!).

Сейчас я дам упражнения только для четырех пальцев imae без употребления большого пальца p, так как он требует особого рассмотрения и подхода.

Итак, мы можем исполнять упражнения двумя, тремя и четырьмя пальцами.

Вариации для двух пальцев:

1. im (mi)

2. ia (ai)

3. ie (ei)

4. ma (am)

5. me (em)

6. ae (ea) – ну что, сложно. ))))))))

Все упражнения могут исполняться как без четкого акцента, так и (обязательно) на две четверти, три четверти, четыре четверти и так далее до десяти четвертей. То есть, вы акцентируете каждый второй, третий, четвертый, пятый, шестой (и т.д.) удар в зависимости от размера. Зачастую сыграть просто форму с использованием последовательности пальцев правой руки гораздо проще, чем научиться делать правильный акцент (повышенную громкость). Лично я часто путаться в пальцах при этом начинаю.

Ну, с последовательностями для двух пальцев мы разобрались. Тут ничего сложного нет, за исключением использования мизинца и безымянного пальцев. Теперь приступим к трехпальцевым последовательностям:

1. Самое простое ima (ami – mia и т.д.)

4. mae

Жуть полная. Особенно если менять акценты и первый палец, а также направление движения. Приплюсуем к этому разные формы (гаммы, арпеджио), и мы имеем целую пальцеголоволомку :))))))))))

Ну, и четырехпальцевые последовательности. Одно из самых сложных. Хотя, может и уступить в некоторых местах трехпальцевому страданию.

Варианты:

1. Самый простой eami

2. imae

Ну вот пока и все. Если вы сможете это освоить хоть за один год, то вы крутой гитарюга :))))))))))) У вас есть материал для работы вперед на несколько лет. Практикуйтесь наздоровье, но не забывайте, что эти упражнения не заменят вам музыки, а лишь помогут развязать пальцы. Так что уделяйте этим упражнениям, пожалуй, не больше одного часа в день и не более 20 процентов всех занятий на гитаре. Тогда успех вам гарантирован.

С умопомрачением, ваш Эллиот Крэйг.

Источник: all-krage.narod.ru