Развитие памяти у детей

Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.

Нарушение памяти

Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках. Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.

Как оценивают мнемонические способности детей

Как правило, способность к запоминанию оценивают по зрительной и/или слуховой кратковременной памяти, то есть по возможности немедленного воспроизведения ребенком только что полученной информации. Долговременную же оценивают по объему активного словаря ребенка и умению воспроизвести общие сведения. Эти способности во многом зависят от воспитания и некоторых других факторов. Многие взрослые могут вспомнить случаи нарушений кратковременной памяти у дошкольников и младших школьников, когда они не могли пересказать, к примеру, содержание телефонного разговора. Некоторые дети, которые не способны запомнить самые простые распоряжения, отличаются гипертрофированной долговременной памятью: они могут помнить весьма отдаленные события с точностью до детали.

Возрастные особенности развития памяти у детей

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.

От 1 года до 2 лет

Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

От 2 до 4 лет

На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

От 4 до 6 лет

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Источник: www.tenoten-deti.ru