Физкультура для всех:

Упражнения и игры для детей 3—4 лет

К трем годам ребенок уже уверенно ходит, хотя шаги его еще неровны, а движения рук не согласованы с движениями ног. Он начинает бегать, но еще не может так сильно отталкиваться ногой от земли, чтобы его тело взлетело в воздух: в его беге отсутствует фаза полета, которая возникает у детей к концу четвертого-пятого года жизни. Трехлетний ребенок с удовольствием прыгает, отталкиваясь одновременно обеими ногами; проползает под веревочкой, стулом; катает и бросает мяч; переставляет и перекладывает предметы; лазает по невысокой лесенке.

Вот эти-то основные движения и следует развивать и упражнять у ребенка трех-четырех лет в первую очередь.

Упражнения и игры вдвоем-втроем

Ходьба. 1. Ходить по трем прямым «тропинкам» длиной по 5—10 м: сначала по первой «тропинке» шириной 30 см, затем по второй — 20 см и потом по третьей — 15 см. Не переступать во время ходьбы линии, ограничивающие «тропинку».

Ходить по «кривой тропинке», извивающейся зигзагами, спиралью. Оформить упражнение в игру: охотник идет по тропинке через болото; соступил с тропинки — увяз в грязи.

Ходить «по кочкам» на болоте: кочки — кружки, начерченные .на расстоянии 30—40 см один от другого.

Пройти, перешагивая через кубики, коробочки, разложенные на пути, не задев ни одного предмета.

Пройти по комнате, как спортсмен, прямо держа голову и не глядя под ноги.

Ходить от одного стола к другому: с первого стола взять два кубика и поставить их на втором столе один на другой; со второго стола взять два других кубика и также поставить их на первом. Не смотреть во время ходьбы под ноги, держать голову прямо.

Ходить зигзагами, не задевая расставленных на полу стульев. Оформить упражнение в игру: задел стул — испачкался в краске.

Бег. 1. Изображая паровоз, ребенок бежит по «рельсам», начерченным на земле; мать — «стрелочник». Если она поднимет желтый флажок, то ребенок, постепенно замедляя бег, останавливается; на красный флажок надо сразу остановиться; если поднят зеленый флажок, то «паровоз» гудит и отправляется в путь.

Ребенок бегает, изображает летающего голубя; мать выступает в роли совы. Если мать скажет «ночь», то ребенок останавливается и не имеет права шевелиться. Как только он сделает движение, его замечает вылетевшая на ночную добычу «сова» и уносит в свое гнездо. Когда мать скажет «день», ребенок снова начинает бегать по комнате.

Мать катит мяч: ребенок догоняет его бегом и приносит к матери. Повторить 4—5 раз. Затем дать ребенку отдохнуть.

Мать указывает ребенку место, до которого надо добежать (в 10—15 м), и говорит: «Беги, а я тебя буду догонять». Ребенок бежит, а мать делает вид, что не может его догнать, и отстает. Повторить 3—4 раза.

Прыжки. 1. Ребенок прыгает на месте, на обеих ногах, изображая «воробышка». Когда мать хлопнет один раз в ладоши, ребенок убегает в свой «воробьиный» дом

(квадратик, начерченный на земле, и т. п.). Затем шагом возвращается и снова начинает прыгать. Повторить игру 4—5 раз, давая ребенку сделать 8—12 прыжков при каждом выходе.

Следить, чтобы ребенок прыгал на носках, лишь слегка касаясь подошвами земли.

2.         Ребенок становится на небольшое возвышение (5 — 15 см) и спрыгивает в кружок, начерченный на земле.

Проделать 6—8 прыжков. Следить, чтобы ребенок приземлялся с носков на всю ступню и мягко приседал, сгибая ноги в коленях, как рессоры. Оформить в игру: мать «спит», ребенок должен соскочить так бесшумно, чтобы ее не разбудить.

Положить на землю веревочку. Ребенок пробует прыгать через нее вперед и назад, не поворачиваясь.

Обозначить двумя чертами коридорчик шириной 40—45 см. Ребенок прыгает через него с места, отталкиваясь обеими ногами. Проделать 6—8 прыжков. Следить, чтобы, отталкиваясь от земли, ребенок делал энергичный взмах руками вперед, а приземляясь, мягко приседал, сгибая ноги в коленях.

Ребенок прыгает через коридорчик с разбега, отталкиваясь одной йогой. Это упражнение можно давать хорошо развитым детям 4 лет.

Перекладывание, катание и бросание предметов. 1. Ребенок стоит перед доской, положенной на два стула; мать сидит с другой стороны. Мать, протягивая руки под доской, кладет на землю у ног ребенка два кубика; ребенок наклоняется, берет кубики и быстро ставит их на доску один на другой; мать снова берет кубики и кладет их на землю и т. д.

Ребенок бросает мяч среднего размера через доску в руки матери. Мать катит мяч к его ногам. Ребенок приседает и, подняв мяч, снова бросает его матери.

Мать передает мяч ребенку, протягивая руки над доской. Ребенок катит мяч матери по полу.

Ребенок, сидя на полу, ударяет мячом о землю перед собой (между широко разведенными ногами) и старается поймать его обеими руками. То же упражнение, но в положении стоя.

Мать, стоя на расстоянии одного шага от ребенка, бросает ему в руки мяч среднего размера. Ребенок ловит мяч, прижимая его обеими руками к груди. Сначала надо почти передавать мяч, а затем постепенно увеличивать расстояние его полета.

Ползание. 1. Ребенок изображает крота. Он сидит в «норе» — на коврике под столом. Крот на четвереньках выползает из своей норки и ползает по коврику. Кто-нибудь из старших ребят, изображая охотничью собаку, громко лает. Крот быстро уползает в свою норку.

2. Между четырьмя стульями протягивают на высоте 50—60 см четыре веревочки. Ребенок становится перед препятствием во весь рост. По команде матери, он быстро опускается на четвереньки и, проползя под веревочками, становится в кружок, обозначенный на коврике мелом. Пока ребенок выполняет задание, мать медленно считает вслух. Нужно не задеть веревочек и успеть стать в кружочек не позже пятого счета.

Источник: www.fizkultura-vsem.ru