Datalife Engine Demo

ЦККР "Шаг Вперёд" » Логопед: как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации. Упражнения.

Логопед: как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации. Упражнения.

Артикуляционная гимнастика. Логопедические упражнения.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей:точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.

- доступность

- систематичность

Родители, работая по заданию логопеда, должны строго соблюдать методические рекомендации:

На начальном этапе логопедические упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом, для зрительного контроля. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

· Каждое артикуляционное упражнение на первых порах надо повторять 2-3 раза, в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, потом количество повторов можно увеличить до 10.

· Для создания благоприятного эмоционального фона рекомендуется использовать стихотворные тексты, сказки «Веселого язычка»,загадки, потешки и музыку.

· Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

· При проведении артикуляционной гимнастики максимально использовать зрение, осязание и кинестетические ощущения.

· Весь отрабатываемый речевой материал должен соответствовать норме произношения. В противном случае необходимо согласовать свои действия с логопедом.

· По заданию логопеда следует развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях,уточнять артикуляцию.

· По заданию логопеда необходимо работать над развитием фонематического слуха, дифференциацией звуков (стихи, игры, лото и т.д.).

· По заданию логопеда учить правильно употреблять скорректированные звуки в словах, доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом свободных высказываний (стихи, рассказы, сказки и т.д.).

· Осуществлять систематический контроль над поставленными звуками в речи ребенка.

Вы можете упражняться самостоятельно дома, выполняя логопедические упражнения или пройти логопедический курс подготовки по Программам:

· «Создание артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6лет, 6-7 лет, 7-18лет и взрослых».

· «Создание фонематической готовности к вызыванию звуков речи для детей 2-3 лет, 3-4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-18 лет и взрослых».

· «Создание психологической готовности к вызыванию звуков речи» для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-18 лет и взрослых».

· «Создание психологической готовности к усвоению учебного материала для детей 2-3 лет, 3-4года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, 7-12 лет».

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для языка.

1. Построить забор.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и )Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

2. Сделать трубочку.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.

3. Загнать мяч в ворота.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

4. Наказать непослушный язык.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

5. Лопатка.

Описание. Улыбнуться,приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

6. Кто дальше загонит мяч?

Улыбнуться,положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф. сдуть ватку на противоположный конец стола.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх«выбросим мусор».

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу,делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку,положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

15. Качели.

Описание. Улыбнуться,показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

16. Лошадка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

17. Беззвучно пощелкать кончиком языка.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,делая движения языком из стороны в сторону.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звукд произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Источник: www.logokids.ru